Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2120/12 по заявлению Бородиной О.Ю,, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Бородиной Е.А. и в отношении несовершеннолетнего сына Лукоянова И.А., Гордеева Н.Р., Дементьева В.А., Лыковой Н.М., МЕльцовой Т.В., Романовой О.Л., Ростокиной Н.А., Серова Д.Н., Ховановой Н.В, об оспаривании решений и действий должностных лиц и муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Бородиной О.Ю,, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Бородиной Е.А. и в отношении несовершеннолетнего сына Лукоянова И.А., Гордеев Н.Р., Дементьев В.А., Лыкова Н.М., Мельцова Т.В., Романова О.Л., Ростокина Н.А., Сесоров Д.Н., Хованова Н.В. обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что они являются нанимателями жилых помещений - квартир, расположенных в жилых домах по адресу: адрес. дата. Первым заместителем Главы городского округа Самара издано Распоряжение N... от дата " О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" (далее
- Распоряжение), в соответствии с которым на основании заключений межведомственной комиссии от дата N..., и от дата N... признаны аварийными и подлежащими сносу 18 многоквартирных жилых дома, в том числе жилые дома, расположенные по адресам: адрес, в которых они являются нанимателями и собственниками жилых помещений, а собственникам жилых помещений многоквартирных домов предписано произвести снос аварийных домов. Данное Распоряжение и заключения межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара от дата N N..., 7, и от дата N N..., 13, 16, 18, 19 считают незаконными и нарушающими их права, поскольку: заключения межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара от дата N..., и от дата N... о признании домов, расположенных в городе Самаре по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу, послужившие основанием для издания оспариваемого Распоряжения, приняты с нарушением порядка, предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утверждённого Постановлением Правительства РФ от дата N..., Устава городского округа Самара; оспариваемое Распоряжение издано на основании принятых с нарушением законодательства заключений межведомственной комиссии, а срок, установленный распоряжением для сноса дома, не является не только разумным, как того требует положение части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, но и законным; основания для признания домов, расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу отсутствуют;
41; на них незаконно возложена обязанность снести дома, в которых они проживают, за свой счёт. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон РФ N... от 12.2004 года, введён в действие с дата) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение приведённой нормы Правительством РФ принято Постановление от дата N... "Об утверждении Положения о признании помещения жилым вмещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", ныне действующему в редакции от дата (далее - Положение). Однако на момент вынесения заключений о признании наших домов аварийными и подлежащими сносу данное Постановление Правительства РФ от дата N... действовало в первоначальной редакции. В соответствии с пунктом 7 Положения орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления, а председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Как усматривается из оспариваемого Распоряжения, основанием к его изданию послужили заключения межведомственной комиссии Администрации Октябрьского зажона городского округа Самара от дата N..., и от дата N..., 11, 12, 13,14, 15, 16, 17, 18, 19. Данная межведомственная комиссия, вынесшая заключения о признании их домов аварийными и подлежащими сносу, была создана Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района от дата N....
Однако, соответствующие полномочия на создание таких комиссий главы администраций районов городского района Самара получили только после принятия Распоряжения Главы городского округа Самара от дата N... "О возложении полномочий по созданию межведомственных комиссий по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на заместителей Главы городского округа Самара - глав Администраций районов городского округа Самара". В настоящее время данное Распоряжение Главы городского округа Самара от дата N... утратило силу в связи с принятием Постановления Главы городского округа Самара от дата N... "О межведомственной комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Данным Постановлением было утверждено Положение о межведомственной комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, регламентирующее порядок деятельности такой комиссии, а также созданы сами межведомственные комиссии по всем районам городского округа Самара, в том числе по Октябрьскому району городского округа Самара. Таким образом, межведомственная комиссия, принявшая заключения о признании многоквартирных домов, в которых они проживают, аварийными и подлежащими сносу, бала создана неуполномоченным на это должностным лицом с нарушением норм статьи 15 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от дата N... Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и тдлежащим сносу или реконструкции", а также Устава городского округа Самара.
Кроме того, сама процедура принятия заключений о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов, в которых они проживают, была грубо нарушена. Согласно пункту 7 Положения к работе межведомственной комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций. В нарушение указанных требований собственники жилых помещений в домах, расположенных по адресам: адрес, не были привлечены к работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса. Следовательно, собственники жилых помещений в многоквартирных домах вправе были участвовать в работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса при решении вопроса о признаний их домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку указанное решение напрямую затрагивает их право пользования, владения и распоряжения принадлежащим им имуществом. Как усматривается из заключений межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара от дата N..., и от дата N... основанием для проведения оценки соответствия многоквартирных домов, в которых они проживают, установленным в Положении требованиям послужило заявление ЖКХ и ОН администрации Октябрьского района. Однако никакие документы комиссией при вынесении заключений не рассматривались, предложения представить соответствующие документы собственникам помещений не поступало. Таким образом, при составлении комиссией заключений от дата N..., и от дата N... не были получены и исследованы необходимые для этого документы, как того требуют правила, установленные пунктом 44 Положения. По смыслу Положения, указанное заключение специализированной организации должно быть составлено по результатам обследования конкретного многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о признаний его аварийным, и, соответственно, содержать конкретные выводы относительно технического состояния дома.
Однако ни одно из заключений межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов, в которых они проживают, аварийными и подлежащими сносу не содержит соответствующих выводов специализированных организаций. Более того, при работе комиссии не был приглашён ни один эксперт или специализированная организация. В виду всех изложенных обстоятельств считают заключения межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара от дата N..., и от дата N... незаконными, так как они были приняты с нарушением норм Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от дата N... "Об утверждении Изложения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", а также Устава городского округа Самара. Соответственно, считают незаконным и принятое на основании указанных заключений подведомственной комиссии и Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара N... от дата "О признании многоквартирных домов аварийными". Кроме того, само содержание оспариваемого Распоряжения противоречит положениям действующего законодательства. Согласно части 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, принято решение о развитии застроенной территории, то орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в таком доме требование о его сносе и установить срок не менее 6 месяцев для подачи заявления на получение разрешения на снос.
Решение о развитии застроенной территории в границах улиц Тихвинской, Советской Армии, Кольцевой, Гастелло в Октябрьском районе городского округа Самара принято Постановлением Администрации городского округа Самара от дата N... "О принятии решения о развитии застроенной территории в границах улиц Тихвинской, Советской Армии, Кольцевой, Гастелло в Октябрьском районе городского округа Самара". Однако оспариваемым Распоряжением в пункте 4 собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах в нарушение Жилищного кодекса РФ установлен трёхмесячный срок, причём не для подачи заявления на получение разрешения на снос, а для осуществления самого сноса дома. Кроме того, начало течения вышеназванного трёхмесячного срока для сноса дома определяется моментом исполнения требований, предусмотренных пунктом 3 оспариваемого Распоряжения. В соответствии с пунктом 3 оспариваемого Распоряжения Департамент управления имуществом городского округа Самара в срок до дата обязан предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в аварийном доме другие жилые помещения. Такое предоставление осуществляется в соответствии с положениями ст. 85, ст. 86 Жилищного кодекса РФ. Однако сроки фактического исполнения Департаментом управления имуществом городского округа Самара обязанности по предоставлению таким гражданам других благоустроенных помещений не сообщались. Таким образом, установленный оспариваемым Распоряжением трёхмесячный срок для сноса дома является незаконным, так как противоречит положениям части 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, они не были надлежащим образом извещены о начале течения и окончания данного трёхмесячного срока. Согласно пункту 2 оспариваемого Распоряжения Администрация Октябрьского района г..о.
Самара обязана обеспечить информирование граждан, проживающих в призванных аварийными многоквартирных домах, о содержании оспариваемого распоряжения в пятидневный срок со дня его подписания путём направления им копий данного распоряжения, а копию заключения комиссии направить заявителю. Однако копии оспариваемого Распоряжения надлежащим образом ни путём вручения под роспись, ни путём почтового отправления им не направлялись. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и I тсолежащгш сносу", утверждённым Постановлением Правительства РФ от дата N.... Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлены пунктами 34, 36 и 38 Положения. В оспариваемом Распоряжении, а также в заключениях межведомственной комиссии, на основании которых оно было принято, отсутствует ссылка на конкретный пункт Положения, в соответствии с которым жилые дома, расположенные по адресам: адрес, были признаны аварийными и подлежащими сносу. Все заключения межведомственной комиссии, на основании которых многоквартирные дома, в которых они проживают, признаны аварийными и подлежащими сносу, в актах обследования помещений, являющихся приложениями к заключениям, содержат одну и ту же формулировку: "Не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение: наличие повреждений, приводящих к снижению несущей способности и ухудшающей эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом". На основании чего в самих заключениях делается вывод об ухудшении в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Однако ни одно из указанных заключений не содержит технического описания конкретных повреждений здания: деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствовали бы об исчерпании несущей способности, а также о наличии опасности обрушения дома, что и являлось бы основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с пунктом 34 Положения. Исходя из изложенного следует вывод об отсутствии оснований, то есть конкретных и реально существующих повреждений зданий, для признания многоквартирных домов, в которых они проживают, аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, при принятии оспариваемого Распоряжения Первого заместителя Главы городского округа Самара N... от дата "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" и послуживших основанием для его издания заключений межведомственной комиссии Администрации Октябрьского талона городского округа Самара от дата N..., и от дата N..., были допущены следующие нарушения норм действующего законодательства: межведомственная комиссия не имела соответствующих полномочий для принятия указанных заключений, так как была создана неуполномоченным на это должностным лицом; не был соблюдён порядок их принятия, причём было допущено существенное несоблюдение установленного порядка; их содержание не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N... "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").Считают указанные акты незаконными, нарушающими их права на неприкосновенность жилища, свободу выбора места жительства, создающими препятствие к осуществлению ими прав по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим на праве собственности жилым помещением (статья 30 Жилищного кодекса), прав по владению и пользованию жилым помещением, предоставленным по договору социального найма статья 60, статья 67 Жилищного кодекса), права на приватизацию жилого помещения статья 2 Закона РФ от дата N... "О приватизации жилищного фонда:Ф" и незаконно возлагающими на них обязанности выселиться из занимаемых ими жилых помещений по договору социального найма (статья 85 Жилищного кодекса РФ) и осуществить снос многоквартирных домов, собственниками жилых помещений. Все перечисленные факты нарушения их прав и факты нарушения Администрацией Октябрьского адрес городского округа Самара и Администрацией городского округа Самара норм действующего законодательства стали им известны только тогда, когда они обратились за юридической помощью дата. Вплоть до настоящего времени они не ознакомлены с заключениями о признании многоквартирных домов, в которых проживаем, аварийными и подлежащими сносу. Надлежащим образом заверенные копии оспариваемого Распоряжения ни путём вручения под роспись, ни путём почтового отправления им не направлялись. Просят признать незаконным Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара Кудряшова В.В. N... от дата "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части признания домов расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу. Признать незаконными действия членов межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара: Козельского Ю.И., Старостина А.Б., Никоновой С.А., Потапова Э.Ю., Зеленовского Е.И., Гориной С.В., Дергилёвой С. Н., АСчкова А.Н. - по вынесению заключений о признании домов, расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу. Обязать Первого заместителя Главы городского округа Самара отменить Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара N... от дата "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части признания домов, расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу. Приостановить действие Распоряжения Первого заместителя Главы городского округа Самара N... от дата "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части признания домов, расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу до вступления в законную силу решения суда.
В ходе судебного разбирательства заявители уточнили требования, просят суд признать незаконными действия членов межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара: Козельского Ю.И., Старостина А.Б., Никоновой С.А., Потапова Э.Ю., Зеленовского Е.И., Гориной С.В., Дергилёвой С.Н., АСчкова А.Н. - при вынесении заключений от дата N...,7 и от дата N...,13,16,18,19 о признании домов, расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу. Признать незаконным Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара Кудряшова В.В. N...р от дата "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части признания домов расположенных по адресам: адрес, аварийными и подлежащими сносу. Обязать Первого заместителя Главы городского округа Самара отменить Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара N...р от дата "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части признания домов, расположенных по адресам: адрес аварийными и подлежащими сносу.
В судебном заседании заявители Мельцова Т.В., Хованова Н.В., их представитель, а также представитель заявителей Бородиной О.Ю,, Бородиной Е.А., Лукоянова И.А., Гордеева Н.Р., Дементьева В.А., Лыкова Н.М., Романовой О.Л., Ростокиной Н.А., Сесорова Д.Н., - Кудряшова Е.Ю., по доверенности от дата, дата, дата, дата, заявление поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления, а также дополнив, что о нарушенном праве заявителям стало известно только в ходе рассмотрения дела - с заключениями межведомственной комиссии их никто не знакомил, распоряжение от дата до их сведения не доводил.
Представитель заинтересованного лица Главы г.о. Самара З***, действующая на основании доверенности от дата, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, пояснив, что оспариваемое Распоряжение и Решение комиссии были вынесены в рамках законодательства. Кроме того, на момент проведения заседаний комиссии, вынесения акта проверки, заявители не являлись собственниками жилых помещений, поэтому их участие было невозможно, также заявителями пропущен срок обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Самара Ф***, действующая на основании доверенности от дата, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что отсутствуют основания для признания распоряжения незаконным. В части требований признания незаконным действий членов Комиссии, заявителями пропущен срок исковой давности 3 месяца.
Представители Отдела государственного пожарного надзора Октябрьского района г. Самара, Отдела архитектуры Администрации Октябрьского района г.о. Самара, ведущий специалист отдела архитектуры Администрации Октябрьского района г.о. Самара Зеленовский Е.И., специалист отдела надзора за состоянием среды обитания и условиям проживания Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, заведующая сектором по учету и распределению жилой площади Администрации Октябрьского района г.о. Самара, представители Комитета жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Октябрьского района г.о. Самара, паспортной службы Комитета жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Октябрьского района г.о. Самара, Отдела опеки и попечительства Октябрьского района Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, полагает, что уточненные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявители Бородиной О.Ю,, Бородина Е.А., Лукоянов И.А., Гордеев Н.Р., Дементьев В.А., Лыкова Н.М., Мельцова Т.В., Романова О.Л., Ростокина Н.А., Сесоров Д.Н., Хованова Н.В. являются нанимателями и собственниками жилых помещений - квартир, расположенных в жилых домах по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата, дата, дата и справками о регистрации МП г.Самара "Единый информационно-расчетный центр" от дата.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Самара N... от дата создана межведомственная комиссия при администрации Октябрьского района г.о.Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в состав которой вошли: председатель комиссии Козельского Ю.И. - заместитель Главы администрации" заместитель председателя комиссии Старостин А.Б. - заместитель руководителя КЖКХ и ОН, главный инженер; члены комиссии Никонова С.А. - ведущий специалист паспортной службы КЖКХ и ОН, Потапов Э.Ю. - начальник отдела архитектуры, Зеленовский Е.И. - ведущий специалист отдела архитектуры, Горина С.В. - заведующая сектором по учету и распределению жилой площади, Дергилёва С.Н. - специалист отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Сачков А.Н. - начальник отдела ГПН Октябрьского района г. Самара, представитель Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация".
дата межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г.Самара N... от дата, произведено обследование помещения по заявлению Комитета ЖКХ и ОН администрации Октябрьского района г.Самара и составлены акты обследования помещений по адресу: адрес, согласно которым жилые дома не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение: наличие повреждений, приводящих к снижению несущей способности и ухудшающей эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом; заключение межведомственной комиссии по результатам обследования: признать вышеуказанные многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу.
На основании указанных актов от дата межведомственной комиссией приняты заключения N... от дата об ухудшении в процессе эксплуатации здания в целом, эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Распоряжением Главы г.о.Самара N... от дата признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, в том числе жилые дома, расположенные по адресу: адрес.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно Постановления Главы г.Самара N 494 от 02.07.2007 года "О распределении обязанностей между первыми заместителями Главы городского округа, заместителями Главы городского округа и руководителем аппарата администрации городского округа" первый заместитель Главы г.о.Самара принимает распоряжения по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.1.2.4).
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42). Согласно указанному выше постановлению процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (п. 44). Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома (п. 45). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (п. 47).
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение N... от дата принято с нарушением требований установленного порядка.
При признании жилых домов, расположенных по адресам: адрес непригодным для проживания и подлежащим сносу не была соблюдена процедура принятия данного решения. Жилые дома по адресам: адрес не были признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В соответствии с требования закона при рассмотрении заявления в порядке Главы 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган, действия (решения) которого обжалуются.
Заинтересованным лицом не были представлены суду документы, подтверждающие, что оспариваемое распоряжение было принято в соответствии с п. п. 42-49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", а именно, заявление собственника или нанимателя либо органа государственного контроля, заключение специализированной организации, что дает основание суду полагать, что обследование жилых помещений дома не проводилось, доказательства необходимости сноса жилого дома вследствие его аварийности не предоставлены.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что при вынесении оспариваемого распоряжения было допущено нарушение процедуры признания домов непригодным для проживания и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что распоряжение N... от дата первого заместителя Главы г. о. Самары в части внесения в перечень домов, признанных аварийными (непригодными для проживания) и подлежащими сносу по адресу: адрес является незаконным, поскольку, нарушает закон и права заявителей, для которых оспариваемое распоряжение влечет последствия, предусмотренные ст.85 ЖК РФ, а также ограничение жилищных прав. Кроме того, в нарушение вышеназванного Постановления собственники жилых помещений не были привлечены к участию в работе межведомственной комиссии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N... дома, признанные аварийными могут быть признаны как подлежащими сносу, так и реконструкции. Для принятия решения о признании аварийного дома, подлежащим сносу или реконструкции необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной п. п. 42-49 Постановления Правительства РФ от дата N... "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
При вынесении оспариваемого распоряжения не была соблюдена процедура, предусмотренная указанным Постановлением при признании дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Доводы представителей заинтересованного лица Главы г.о. Самара, Администрации Октябрьского района г.Самара о том, что заявителями пропущен срок оспаривания указанного распоряжения, не могут быть приняты во внимание, поскольку представителем Главы г. о. Самары не представлены доказательства, что оспариваемое постановление стало известно заявителям ранее февраля 2012 года, как указывают заявители в заявлении, с документами, послужившими основанием к принятию оспариваемого Распоряжения, заявители ознакомились только в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Доводы заинтересованных лиц о том, что заявители являются ненадлежащими лицами по признанию незаконным оспариваемого распоряжения, суд полагает, что являются необоснованными, поскольку указанным распоряжением нарушаются как права собственников жилой площади, так и нанимателей.
Требование о признании незаконными действий членов межведомственной комиссии Администрации Октябрьского района городского округа Самара: Козельского Ю.И., Старостина А.Б., Никоновой С.А., Потапова Э.Ю., Зеленовского Е.И., Гориной С.В., Дергилёвой С.Н., АСчкова А.Н. - при вынесении заключений от дата N...,7 и от дата N...,13,16,18,19 о признании домов, расположенных по адресам: улица адрес, аварийными и подлежащими сносу, не может являться предметом рассмотрения данного дела, поскольку итоговое распоряжение первого заместителя Главы г.о. Кудряшова В.В. Кудряшова В.В. N... от дата, которое издано после принятия заключений N... от дата межведомственной комиссией, признано судом незаконным, следовательно суд не может оценивать действия межведомственной комиссии, поскольку данные требования являются взаимоисключающими.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что при принятии оспариваемого распоряжения было допущено нарушение закона и прав заявителей, суд приходит к выводу о том, что заявление Бородиной О.Ю,, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Бородиной Е.А. и в отношении несовершеннолетнего сына Лукоянова И.А., Гордеева Н.Р., Дементьева В.А., Лыковой Н.М., Мельцовой Т.В., Романовой О.Л., Ростокиной Н.А., Сесорова Д.Н., Ховановой Н.В. подлежит частичному удовлетврению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Бородиной О.Ю,, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Бородиной Е.А. и в отношении несовершеннолетнего сына Лукоянова И.А., Гордеева Н.Р., Дементьева В.А., Лыковой Н.М., МЕльцовой Т.В., Романовой О.Л., Ростокиной Н.А., Серова Д.Н., Ховановой Н.В, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Кудряшова В.В. Кудряшова В.В. N... от дата в части внесения в перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу домов, по адресу: адрес.
Обязать первого заместителя Главы г.о.Самара отменить распоряжение N... от дата в части, исключив из перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу дома по адресу: адрес.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2012 года.
Судья Доценко И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.