Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Маркина А.В.,
при секретаре Усковой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2678/12 по иску Механека А.А. к ГУ МВД России по Самарской области о включении в трудовой стаж периода прохождения службы по призыву в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с дата по дата проходил службу в Вооруженных силах РФ, с дата по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел.
дата истец обратился с заявлением к ответчику о зачете в стаж в ОВД прохождение службы в Российской Армии с дата по дата из выслуги лет в льготном исчислении из расчета один день службы за два дня работы. Однако получил отказ N... от дата.
В соответствии со ст. 10 ч. 3 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011 (с изм. от 17.05.2011) "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Истец считает, что отказ ответчика несостоятелен и основан на неправильном понимании закона, поскольку на военнослужащих по призыву распространяется ФЗ "О статусе военнослужащих".
При расчете выслуга лет истца на момент обращения с исковым заявлением составляет *** лет *** месяц *** дней
Просит суд зачесть в стаж работы истца прохождение службы в Вооруженных силах РФ из выслуги лет в льготном исчислении из расчета один день службы за два дня работы; Обязать ответчика установить истцу стаж работы на государственной службе *** лет *** месяц *** дней.
В судебном заседании представитель истца Томарова А.С., по доверенности от 20.03.2012 г., иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика ГУ МВД России по Самарской области Нисифирова Н.П., по доверенности от 05.07.2011 г. N 105/20-143, иск не признала, предоставила письменный отзыв на иск.
Выслушав пояснения участников процесса, представленные суду доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Маханек А.А. с дата по дата проходил службу в Вооруженных силах РФ, с дата по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел.
Начисление и выплата пенсии сотрудникам органов внутренних дел производится по нормам и в порядке, закрепленном Законом РФ от 12.02.1993г N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон N4468-1).
Названным нормативным актом установлены виды пенсий, условия, определяющие право на их получение... Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт "а").
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы. Это положение также нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N6-П.
В ч.2 ст. 18 Закона N4468-1 прямо сказано, что время прохождения военной службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении только лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся.
Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Совета Министров РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии,
компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N941), которое, как указано в Решениях Верховного Суда РФ от 30.10.2007 N ВКПИ07-107 и от 07.07.2003 N ВКПИ03-50 не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ N4468-1 установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.
Во исполнение требований Закона N4468-1 Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление N941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Что касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N4468-1 оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, следует учитывать, что истец проходил службу именно в органах внутренних дел, а Закон "О статусе военнослужащих", на который ссылается истец, не регулирует вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" исходя из его содержания и буквального смысла статей, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, он также не регламентирует вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, и их пенсионного обеспечения и, следовательно, в отношении истца, проходящего службу в ОВД, применен быть не может.
Таким образом, исковые требования основаны на неверном толковании закона, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Механека А.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2012 года.
Судья А.В.Маркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.