Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Кузиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2554/12 по жалобе Ращупкиной Л.В. на действия Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Ращупкина Л.В. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что обратилась в министерство с заявлением N...-с о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком. В ответ на заявление было получено сообщение из министерства от дата за N...-с, из которого следует, что рассмотрение заявления приостановлено и будет продолжено после выделения находящейся в её собственности квартиры в натуре на основании соглашения собственников всех квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: адрес, либо на основании решения суда и регистрации в установленном порядке права собственности на вновь образованный объект недвижимости (часть жилого дома). Однако, земельный участок, относящийся к квартире, выделен из общей площади земельного участка под всем домом с прилегающей территорией и закреплен за ней распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата N..., а также поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.... Просит признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области о приостановлении рассмотрения её заявления от дата N... о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., используемого под индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, вынесенным с нарушением ст. 36 ЗК РФ; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решении о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.
В судебном заседании представитель заявителя Ращупкиной Л.В. - Виноградов Я.В., действующий на основании доверенности N... от дата, он же представитель заинтересованного лица Грошевой Э.В. по доверенности N... от дата, заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области - Аверина Л.В., действующая по доверенности N... от дата, возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что решение по заявлению Ращупкиной Л.В., в настоящее время, не принято, поскольку дата заявитель обратилась к ним с заявлением, в котором указала о том, что в суде рассматривается дело о признании квартиры частью жилого дома, признании права собственности на часть жилого дома. Заявителю не были возвращены документы и не было отказано в предоставлении участка. В настоящее время, министерство намерено принять решение по заявлению Ращупкиной Л.В. Следует также учесть, что кадастровый паспорт на земельный участок, предоставлен заявителем от мая 2010 года, следовательно, истек срок постановки участка на кадастровый учет. Заявителю необходимо будет представить дополнительно ряд документов в министерство, а именно кадастровый паспорт на участок и технический паспорт на жилой дом. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Ершова Т.М. в судебном заседании полагала, что Ращупкиной Л.В. обоснованно подано заявление и считает, что оно должно быть удовлетворено.
Заинтересованное лицо Ершов М.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом - повесткой по почте, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования Ращупкиной Л.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от дата N... "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с дата возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N... от дата утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от дата N... "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
В судебном заседании установлено, что дата Ращупкина Л.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N...-с о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (л.д. 9, 72).
дата Ращупкиной Л.В. было получено сообщение Министерства имущественных отношений Самарской области N..., из которого следует, что предоставление ей в собственность земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком возможно только в случае выделения находящейся у нее в собственности квартиры в натуре (части жилого дома) на основании соглашения собственников всех квартир в данном жилом доме либо на основании решения суда, и регистрации в установленном порядке права собственности на вновь образованный объект недвижимости (часть жилого дома). Рассмотрение заявление будет продолжено после устранения указанных замечаний и предоставления соответствующих документов (л.д. 6-8).
Между тем, согласно абз. 1 п.3 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок, площадью 371,80 кв.м., относящийся к квартире Ращупкиной Л.В., выделен из общей площади земельного участка под всем домом с прилегающей территорией и закреплен за ней на основании её заявления и свидетельства о государственной регистрации права собственности от дата серии 63-АА N... (л.д. 17), что подтверждается распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата N... (л.д. 10) и проектом границ земельного участка (л.д. 11-13).
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок, площадью *** кв.м., закрепленный за Ращупкиной Л.В., поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... (л.д. 14-16).
Кроме того, собственником адрес в г. Самаре - Грошевой Э.В. был выкуплен земельный участок, относящийся к квартире с прилегающей территорией (л.д. 45, 46, 47-50).
Земельный участок, площадью, *** кв.м., принадлежащий на праве собственности Грошевой Э.В., поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... (л.д. 51-57).
Ссылки министерства на то, что Ращупкина Л.В., по сути, сама приостановила работу по заявлению, обратившись к ним дата с заявлением о выдаче оригинала технического паспорта (л.д. 71), а также то, что ожидался результат по рассмотрению судом дела по иску Ращупкиной Л.В. о прекращении права собственности на квартиру и признании квартиры частью жилого дома (л.д. 79), суд не принимает во внимание, поскольку данные обстоятельства не могли являться основанием для не рассмотрения заявления Ращупкиной Л.В. о предоставлении земельного участка, по существу.
В связи с чем, учитывая, что с момента обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка от дата прошло значительное время, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области противоречит требованиям, установленным вышеназванными нормам законодательства и нарушает права заявителя на получение ответа в сроки, установленные законом, суд полагает возможным признать незаконным бездействие министерства по не рассмотрению заявления Ращупкиной Л.В. о предоставлении земельного участка.
Требование заявителя о признании незаконным решения министерства о приостановлении рассмотрения заявления Ращупкиной Л.В. не подлежит удовлетворению, поскольку письмо, направленное дата министерством в адрес Ращупкиной Л.В. является информационным и его нельзя расценивать как решение, принятое министерством в рамках полномочий, предоставленных постановлением Правительства Самарской области от дата N... "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным, суд считает, что следует признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренные сроки заявления Ращупкиной Л.В. о предоставлении земельного участка в собственность и обязании министерства рассмотреть заявление по существу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Ращупкиной Л.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по не рассмотрению заявления Ращупкиной Л.В. о предоставлении в собственность земельного участка.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть по существу заявление Ращупкиной Л.В. от дата о предоставлении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 02.07.2012г.
Судья Курмаева А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.