Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Маркина А.В.
при секретаре судебного заседания Усковой Т.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2681/2012 по иску Рыбакина В.И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.о.Самара о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Рыбакин В.И. обратился в суд с исковым заявлением о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, ссылаясь на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда России в Октябрьском районе г.Самары, согласно протоколу N... от дата, ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью (в соответствии с нормами ст. 27 п.1 подпункт 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ) из-за отсутствия 25-летнего требуемого стажа.
Согласно Решению УПФ об отказе в назначении пенсии истцу не зачтен в специальный стаж период с дата по дата в должности ***. Полагает отказ незаконным, так как его работа в *** была связана с педагогической деятельностью: организация научно-исследовательских конференций учащихся; индивидуальная работа с учащимися по исследовательским проектам; организация работы учащихся при подготовке к олимпиаде, а, кроме того, истец в указанный период был затарифицирован как *** с учебной нагрузкой *** часов в неделю (больше, чем 0,5 ставки). Просил суд обязать УПФ РФ в Октябрьском районе г.Самара включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период с дата по дата в должности *** в связи с педагогической деятельностью с момента обращения дата
В судебном заседании Истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении.
Представитель Ответчика Тулигенова А.А., действующая на основании доверенности иск не признала, пояснила, что согласно трудовой книжке период работы с дата по дата в должности *** в *** не может быть засчитан в специальный стаж, так как указанная должность не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 и от 22.09.99г. N 1067, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463. Согласно акту проверки характера льготной работы, проведенной ГУ-Управлением Пенсионного фонда РВ в Железнодорожном районе г.Самара N... от дата Рыбакин В.И. переведен с дата на ставку *** с выполнением обязанностей *** (приказ от дата N...). Согласно расчетным листкам должность Рыбакина - ***. Однако по лицевым счетам ему выплачивалась ставка ***, а также, оплачивались 10 часов ***. Работа в должности *** в школе без занятия штатной должности засчитывается в специальный стаж при условии выполнения педагогической нагрузки не менее 18 часов в неделю. Норма рабочего времени - 18 часов в неделю за указанный период Рыбакиным не выполнялась. Работа в должности *** за указанный период не может быть засчитана в специальный стаж, так как Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 и от 22.09.99г. N 1067 не поименована. Соответственно, установить Рыбакину с дата (с даты возникновения права) досрочную пенсию по старости в соответствии с требованиями ст. 27 п.1 подпункт 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ по представленным им в Управление документам не представлялось возможным из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет (имел специальный стаж *** года *** месяцев *** дней).
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, Рыбакин В.И. дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата Рыбакину В.И. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
При этом из протокола заседания комиссии усматривается, что Рыбакин В.И. имеет специальный стаж *** года *** месяцев *** дней, не зачтен в специальный стаж период с дата по дата в должности *** с выполнением функциональных обязанностей ***, так как Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 и от 22.09.99г. N 1067 не поименована.
Как следует из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "Наименование должностей" Списка должность *** не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а именно Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999.
Вместе с тем п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях *** включалась в стаж работы по специальности.
Кроме того, указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности " ***" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно трудовой книжке Рыбакина В.И. в период времени с дата по дата он работал в должности ***
Однако, как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата, согласно акту документальной проверки характера льготной работы, проведенной ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары N... от дата, Рыбакин В.И. переведен с дата на ставку *** с выполнением обязанностей *** (приказ от дата N...). Согласно расчетным листкам должность Рыбакина В.И. - ***.
Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в спорный период времени Рыбакин В.И. работал в должности ***
Доводы ответчика, что спорный период работы не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку Постановление СМ СССР от 17.12.1959 N 1397 утратило силу, а в настоящее время должность *** вожатого не включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, право на включение периода работы в должности пионервожатого в специальный стаж могло быть у истца только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959г. N 1397 (т.е. до 01.10.1993г.) он отработал весь требуемый для назначения педагогический стаж-25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались постановлением N 1359, суд считает несостоятельными, поскольку оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд считает, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. N 463.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, из Положения " ***", утвержденном Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967г., усматривается, что работа *** относится к педагогической работе, *** имеет право пользоваться правами и льготами, установленными для учителей.
Как указано выше, работа в должности *** подлежала включению в стаж при условии, что учитель либо иной работник просвещения имел не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Данное условие истцом соблюдено. На момент обращения в УПФ РФ с письменным заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" специальный стаж истца, даже без учета спорного периода, составил *** года *** месяцев *** дней.
Таким образом, суд считает, что работа истца в должности *** с дата по дата подлежит включению в специальный стаж, как того требует закон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыбакина В.И. о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.о.Самара включить в стаж Рыбакина В.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период с дата по дата в должности *** в связи с педагогической деятельностью.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.о.Самара назначить Рыбакину В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с дата
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 30 дней со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 02.07.2012 г.
Судья А.В.Маркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.