РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.07.2012г. Федеральный суд Октябрьского района г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи: Лещенко Л.А.
при секретаре судебного заседания: Викторовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3336/12 по заявлению Чеканова В.Н. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ
Заявитель Чеканов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, просил признать отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области (далее Министерство) N 12-1/2100/11-С от 23.08.2011г. о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес незаконным, обязать Министерство предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью *** кв.м, предназначенный под приусадебный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером N... используемый под садоводство и огородничество, расположенный по адресу адрес что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия N... от дата Также он обрабатывает участок N..., несет все затраты по содержанию участка с 2003г. по настоящее время и об этом свидетельствует справка N14 от 30.05.2010г. выданная председателем Правления СДНТ "Жигулевские сады". Он обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением N12-1/2100/11 от 19.07.2011г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самара, адрес, площадью *** кв.м., предназначенного под приусадебный участок в установленном законом порядке с приложением пакета документов, в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле". Обременений данного земельного участка не имеется. Иных лиц, оспаривающих право собственности заявителя, не имеется. Однако 23 августа 2011г. письмом N12-1/2100/11-С Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на следующие обстоятельства: территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, до 2005г. относилась к Красноярскому району Самарской области, градостроительные регламенты на данную территорию отсутствуют. Согласно Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008г. N539 испрашиваемый земельный участок расположен на территории малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками. Все предусмотренные строительные регламенты о видах разрешенного использования земельного участка в данной зоне будут определены Правилами застройки и землепользования после их приведения в соответствие с Генеральным планом г.о.Самара.
В судебном заседании представитель заявителя Климкин О.Г., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений по Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в предоставленном суду отзыве на заявление, заявила о пропуске заявителем предусмотренного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями. Дополнила, что у заявителя не имеется законных оснований для предоставления ему испрашиваемого земельного участка.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство.
Судом установлено, что Чеканову В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью *** кв.м. расположенный по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о праве собственности 63-АБ 715837, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 13.09.2005года.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка (далее Постановление).
В соответствии с п. 2.4 указанного Постановления в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
19.07.2011г. Чеканов В.Н. обратился с заявлением (регистрационный номер N12-1/2100/11-с) в Министерство о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 460,00 кв.м., расположенного по адресу: адрес находящегося рядом с принадлежащим Чеканову В.Н. на праве собственности земельным участком N..., используемого под приусадебный участок с приложением пакета документов.
Уведомлением от 23.08.2011г. N12-1/2100/11-с истцу было отказано в предоставлении земельного участка.
Отказ Министерства был мотивирован тем, что на основании сведений Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 14.06.2011г. N Д05-01-01/5730-0-1, в соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 выявлены препятствия в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в границах городского округа Самара на территории Красноглинского района. Действующие правила застройки и землепользования в г. Самара разработаны и утверждены Постановлением Самарской городской думы N 61 в 2001года, а территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, до 2005 года относилась к Красноярскому району Самарской области, в связи с чем градостроительные регламенты на испрашиваемую территорию отсутствуют. Согласно генеральному плану г.о. Самара, утвержденному решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008год N 539, испрашиваемый земельный участок расположен на территории малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками. Все предусмотренные градостроительные регламенты о видах разрешенного использования земельного участка в данной зоне будут определены Правилами застройки землепользования после их приведения в соответствие с Генеральным планом г.о. Самара.
В соответствии с ч.2 ст. 9 закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков,предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Как следует из сообщения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 14.06.2011года N Д05-01-01/5730-0-1 на имя Чеканова В.Н., согласно топографическим материалам Департамента, а также в соответствии с законом Самарской области N 6-ГД от 25.02.2005г. "Об установлении границ городского округа Самара и Самарской области", испрашиваемый Чекановым В.Н. земельный участок находится в границах г.о. Самара на территории Красноглинского района. Действующие правила застройки и землепользования в г. Самара разработаны и утверждены Постановлением Самарской городской думы N 61 в 2001г., а территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, до 2005 года относилась к Красноярскому району Самарской области, в связи с чем градостроительные регламенты на испрашиваемую территорию отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц
,за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьями 1 и 7 Земельного кодекса прямо предусмотрено императивное правило, согласно которого правовой режим земельного участка напрямую зависит от его принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, предусмотренного для конкретной территориальной зоны, то указанные положения в обязательном порядке должны соблюдаться при вовлечении соответствующих земельных участков в гражданский оборот согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе при предоставлении органами
государственной власти в частную собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена).
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294, ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне, о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, а также о принадлежности земельных участков к территориям общего пользования в городском округе Самара отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решение об отказе в предоставлении заявителю Чеканову В.Н. в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка Министерством принято на основании информации об отсутствии градостроительных регламентов на испрашиваемую территорию, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара - органом, уполномоченным на предоставление указанной информации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого заявителем решения от 23 августа 2011г. N12-1/2100/11-С об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с законом и в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 6 разъяснений Высшего Арбитражного и Верховного судов Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являютсяодновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Чеканов В.Н. 20.06.2012г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа от 23.08.2011года Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность, т.е. спустя практически десять месяцев.
Представителем заявителя суду не предоставлено в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
В связи с изложенным, суд считает заявленные Чекановым В.Н. требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 - 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление Чеканова В.Н. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений по Самарской области N 12-1/2100/11-С от дата в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, обязании Министерства предоставить ему в собственность бесплатно указанный земельный участок, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, с 16.07.2012года.
В окончательной форме решение суда изготовлено 16.07.2012года.
Судья Л.А. Лещенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.