Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Кузиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3606/12 по заявлению Любина А.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Любин А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа министерства в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что является собственником части жилого дома - адрес по адресу: адрес. В соответствии с установленными законом требованиями он обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв.м, расположенного по адресу адрес министерство имущественных отношений Самарской области. Министерство вернуло ему пакет документов для доработки. В течении двух лет документы вновь им подавались и возвращались из министерства. Последнее его заявление о предоставлении земельного участка в министерство было подано в августе *** года вх. N.... дата исх. N...с пакет документов возвращен ему с уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка по следующей причине: указанная квартира N... в доме N... по адрес состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара. Однако, указанная квартира принадлежит ему на праве собственности на основании договора передачи квартир в собственность граждан N... от дата, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АВ N... от дата, и об этом факте Департаменту управления имуществом на момент рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, было известно, поскольку министерство направило им полный пакет документов, включая свидетельство о госрегистрации права на адрес. Игнорируя факт его права собственности на адрес, департамент отказал в утверждении схемы расположения участка. Данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку квартира не может находиться одновременно в частной и муниципальной собственности. В обязанности департамента входит исключение из реестра муниципальной собственности объектов недвижимого имущества, перешедших в частную собственность, что департамент и обязан был сделать и учесть этот факт при рассмотрении вопроса об утверждении схемы земельного участка. Данный отказ департамента был рассмотрен министерством и принят в качестве причины для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ департамента является незаконным и носит противоречивый характер, и министерство при рассмотрении вопроса о предоставлении ему участка, обязано было проверить на соответствие нормам закона ответ департамента. Из чего следует, что министерством было вынесено незаконное решение об отказе ему в предоставлении земельного участка. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес приведена в соответствии со статьей адрес от дата N...-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" и предоставлена дата в Министерство и подписана на возврат дата. Просит признать отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении в собственность ему земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м. незаконным и необоснованным; обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области вынести Приказ о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу : адрес, площадью *** кв.м.
В судебном заседании Любин А.В. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - Фитчина А.О., действующая на основании доверенности N... от дата, возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в возражениях на заявление (л.д. 17-21).
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, направил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть без его участия, разрешение требований оставляет на усмотрение суда (л.д. 29-30).
Представители Департамента управления имуществом г.о. Самары, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, что подтверждается расписками (л.д. 35,36), причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав заявителя, представителя министерства имущественных отношений Самарской области, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата Любин А.В. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес.
Уведомлением от дата министерство имущественных отношений по Самарской области отказало Любину А.В. в предоставлении участка, ссылаясь на заключение Департамента управления имуществом г.о.Самары от дата N... о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Правое значение заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которая определяется исключительно органами самоуправления (л.д. 8-10).
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от дата N... "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с дата возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N... от дата утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на которых расположены здания, строения, сооружения, определен ст. 36 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, расположенные на данном земельном участке, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, обязательным условием проведения государственного кадастрового учета является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченным органом местного самоуправления. Утверждение схем расположения земельных участок относится к исключительной компетенции таких органов.
Согласно п. 8 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет.
Вместе с тем, актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления вышеуказанных земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Пунктами 2.4 - 2.6 Порядка определены особенности утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.4 Порядка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Однако согласно пункту 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка министерство направило обращение в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В ответ на указанное обращение из Департамента поступило заключение от дата N... о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 5).
При вышеуказанных обстоятельствах, Министерство правомерно не приняло решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя.
Таким образом, правовое значение заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которая определяется исключительно уполномоченными органами местного самоуправления.
Пункт 2.6 Порядка определяет наличие такого заключения в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку объект предоставления в таком случае отсутствует с правовой точки зрения.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, в удовлетворении заявления Любина А.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Любина А.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 10.09.2012г.
Судья подпись Курмаева А.Х.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.