Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Кузиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N... по заявлению Сероклинова Е.М. о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, обязании утверждения схемы расположения земельного участка, признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области и обязании предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Сероклинов Е.М. обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что "дата" Министерством имущественных отношений Самарской области ему было отказано в предоставлении в аренду земельного участка под металлическим гаражом, площадью 18,0 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", занимаемого по договору аренды с 2001 года. Отказ министерства содержит ссылку на заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, расположенной во дворе дома N..., площадью 18 кв.м., занимаемого временным металлическим гаражом. Отказы министерства и департамента мотивированы тем, что использование земельного участка под установку временного гаража соответствуют соответствующим видам использования в указанной зоне. Он проживает в жилом доме N... по ул. ***, расположенном в зоне многоэтажной застройки N.... Постановлением администрации Октябрьского района г. Самара от "дата" N... ему как инвалиду N... группы, предоставлен в аренду земельный участок, площадью 18,0 кв.м. под размещение металлического гаража, и "дата" с комитетом по управлению имуществом г.Самара заключен договор аренды. В связи с изменением законодательства Министерство имущественных отношений Самарской области вступило в права арендодателя по договору аренды от "дата" N... с "дата". По указанному договору он вносит арендную плату и считает его действующим. Со стороны министерства каких-либо претензий по исполнению им договора аренды земельного участка под гаражом не поступало. Однако Департаментом строительства и архитектуры г. Самары отказано в утверждении схемы земельного участка под его гаражом на кадастровом плане и Министерством имущественных отношений Самарской области отказано в надлежащем оформлении предоставленного ему в установленном порядке земельного участка. Просит признать незаконным заключение от "дата" Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 18,0 кв.м. под временным гаражом во дворе дома "адрес" в г.Самара; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка под временным гаражом, площадью 18,0кв.м. во дворе дома "адрес" в г.Самаре; признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N... от "дата" о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 18,0 кв.м., занимаемого временим металлическим гаражом; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить в аренду земельный участок, площадью 18,0 кв.м., занимаемый временным металлическим гаражом, расположенным по адресу: "адрес".
В судебном заседании Сероклинов Е.М. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Считает ссылку министерства на Правила застройки и землепользования неосновательной, поскольку земельный участок под гараж был предоставлен ему после утверждения Правил в июне 2001 года.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - Ш*, действующая по доверенности N... от "дата", возражала против удовлетворения заявления Сероклинова Е.М. по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 80-21).
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом - повесткой по почте, что следует из справочного листа, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что "дата" Сероклинов Е.М. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под металлическим гаражом, площадью 18,0 кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Уведомлением от "дата" министерство отказало Сероклинову Е.М. в предоставлении земельного участка, ссылаясь на заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары N... от "дата" (л.д. 5, 6).
Сероклинов Е.М. в обоснование своих требований ссылается на то, что постановлением администрации Октябрьского района г.Самара от "дата" N... ему, как инвалиду N... группы, проживающему по адресу: "адрес" предоставлен в аренду земельный участок, площадью 18,0 кв.м под размещение металлического гаража, и "дата" с комитетом по управлению имуществом г.Самара заключен договор аренды (л.д. 7-8, 12). Считает ссылку министерства на Правила застройки и землепользования считает неосновательной, поскольку земельный участок под гараж был предоставлен ему после утверждения Правил в июне 2001. Он проживает в многоэтажном жилом доме, расположенном в зоне многоэтажной жилой застройки ( N...), имеющем назначение основного вида пользования, а потому и использование земельного участка во дворе дома под временный гараж соответствует сопутствующему виду использования.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.4 Порядка после получения необходимой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Сероклинова Е.М., "дата" министерство направило в адрес департамента обращение N... об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ и п. 2.5 и 2.6 Порядка на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В ответ на вышеуказанное обращение министерства из департамента поступило заключение N... о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Сероклиновым Е.М. земельного участка, в связи с тем, что согласно карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N61, установка временного гаража не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей ( N...) и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной территориальной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных (л.д. 6).
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка в двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, обязательным условием проведения государственного кадастрового учета является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченным органом местного самоуправления. Утверждение схем расположения земельных участок относится к исключительной компетенции таких органов.
В соответствии с постановлением Главы г.о.Самара от 19.09.2006 N2340 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, земельных участков под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемых под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами), за исключением случаев, установленных в пункте 1.3 настоящего Постановления.
Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на государственный кадастровый учет (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, правовое значение заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которое определяется исключительно уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, земельный участок, площадью 18 кв.м., используемый заявителем под временный гараж, расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей ( N...). Использование же участка под установку временного гаража соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в указанной зоне. Однако в соответствии с п.9 ст. 3 Правил при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным.
На основании изложенного, суд считает, что следует согласиться с вынесенным Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара заключением о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Пункт 2.6 Порядка определяет наличие такого заключения в качестве основания для отказа Министерством имущественных отношений Самарской области в предоставлении заявителю земельного участка, поскольку объект предоставления в таком случае отсутствует с правовой точки зрения.
Ссылки заявителя на постановление Администрации Октябрьского района г. Самары N... от "дата" о предоставлении земельного участка в аренду без права выкупа в собственность сроком на одни год (л.д. 12), договор аренды N... земельного участка (л.д. 7) и распоряжение Администрации Октябрьского района г. Самары N... от "дата" о продлении срока аренды земельного участка сроком на 3 года (л.д. 13) суд принимает во внимание, однако учитывает, что в соответствии с указанными документами срок действия аренды истек. Кроме того, заключенный договор аренды земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и его нельзя признать заключенным. Договор аренды на срок свыше года подлежал обязательной государственной регистрации. Так, согласно ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Однако судом установлено, что договор аренды, заключенный с заявителем, не прошел государственную регистрацию. Более того, следует учитывать, что земельный участок, используемый заявителем, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, план границ участка не представлен. Строение, расположенное на используемом участке, а именно гараж, является временным. Правоустанавливающие документы на этот гараж у заявителя отсутствуют.
А потому и доводы заявителя о том, что земельный участок был предоставлен ему в аренду после утверждения Правил застройки и землепользования 2001 года, не будут иметь правового значения.
То обстоятельство, что министерство не предъявляло и не предъявляет к заявителю требований о сносе гаража и освобождении земельного участка не может быть основанием для удовлетворения требований.
Таким образом, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары, а также Министерство имущественных отношений Самарской области действовали в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, в удовлетворении заявления Сероклинова Е.М. о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, обязании утверждения схемы расположения земельного участка, признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области и обязании предоставить в аренду земельного участка, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Сероклинова Е.М., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято "дата"
Судья подпись Курмаева А.Х.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.