Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Якушевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Багровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2547/12 по заявлению Козлова К.Г. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка Министерства имущественных отношений по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Козлов К.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка Министерства имущественных отношений по Самарской области, указывая, что дата он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по месту нахождения: адрес, площадью *** кв.м., для садоводства. Одновременно с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области им был представлен пакет документов: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N... ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата N... уведомление Управления Росреестра по Самарской области от дата N...; выписка Управления Росреестра по Самарской области от дата N...; ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата N...; ответ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата N...; ответ Управления Росреестра по Самарской области от дата N...; ответ Управления Росреестра по Самарской области от дата N...; уведомление ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области от дата N.... Уведомлением от дата N... Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка на том основании, что использование испрашиваемого земельного участка под садоводство не предусмотрено зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. Представленный пакет документов, который он предъявил в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением, был возвращен, за исключением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N.... Вместе с тем, в своем отказе Министерство имущественных отношений Самарской области отметило о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность после утверждения в установленном порядке градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны (корректировки Правил застройки и землепользования в городе Самаре) согласно Генеральному плану городского округа Самара. Истец считает отказ незаконным и нарушающим его права по следующим основаниям. Довод Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что использование испрашиваемого земельного участка для садоводства не предусмотрено зонированием территории, не основан на нормах права. Частью 2 статьи 9 Закона Самарской области от дата N...-ГД "О земле" предусмотрено предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно однократно. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ. Положениями статьи 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В пункте 1 названной статьи закона прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Также Постановлением Правительства Самарской области от дата N... "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Из пункта 2.1. Порядка предоставления земельных участков следует, что полномочия по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. В соответствии с пунктом 2.2. Порядка предоставления земельных участков к заявлению о предоставлении земельного участка заявитель прилагает, в числе прочего, план-схему земельного участка. На основании пункта 2.4. Министерство имущественных отношений Самарской области направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением плана-схемы земельного участка. Постановление Главы городского округа Самара от дата N... полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложены на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Законом Самарской области от дата N...-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" регламентирована процедура, связанная с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В статье 4 названного Закона перечисленыоснования для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Однако такого основания для отказа как "в связи с отсутствием установленных градостроительных регламентов на испрашиваемый земельный участок" указанная статья не содержит. Между тем, Министерство имущественных отношений Самарской области, в нарушение положений Порядка предоставления земельных участков,не обращалось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка, испрашиваемого им. Необходимо отметить, что в силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков является исчерпывающим. Действующим законодательством предоставление в собственность гражданам земельных участков не ставится в зависимость от наличия установленных градостроительных регламентов. Учитывая изложенное, руководствуясь частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в форме уведомления от дата N...
В судебном заседании представитель Козлова К.Г. по доверенности СЕВ поддержала заявление по указанным в нем доводам, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности АЛВ возражала против удовлетворения иска, указав, что согласно п.4 ст.28 ЗК РФ в случае запрета на приватизацию земельного участка должен быть отказ. В силу Конституции РФ, Закона Самарской области "О земле" (ст.9) передача земельного участка бесплатно в собственность граждан возможно в соответствии с зонированием территории. На спорном земельном участке отсутствует объект недвижимости, он был выбран истцом под садоводство, расположен в границах г.Самары, однако не указан в градостроительном регламенте, в связи с чем невозможно определить отнесение его к той либо иной зоне. Министерство рассмотрело заявление с соблюдением всех процедур, направлялись запросы, получены ответы, однако отсутствуют правовые основания для предоставления участка в собственность в порядке приватизации.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дата Козлова К.Г. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по месту нахождения: адрес, площадью *** кв.м., для садоводства.
Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Козлову К.Г. в предоставлении земельного участка, указав, что согласно письму Департамента строительства и архитектуры г.Самары от дата N... Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от дата N..., градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены, что также подтверждается письмом Департамента от дата N...
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата N... Козлову К.Г. принадлежит объект недвижимого имущества на территории Самарской области: жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: адрес Иных объектов недвижимости Козлову К.Г. не принадлежит.
Согласно ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата N... земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов не относится.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N... "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с дата возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области N... от дата утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе: для садоводства.
Вышеназванная норма Закона также устанавливает, что до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно данной статье земельные участки из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, предоставляются в
собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от
прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, статья 9 Закона Самарской области "О земле" носит отсылочный характер и не может применяться в отрыве от норм Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Как следует из п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Вследствие чего, вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса), конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п.п.6 п.3 ст.8, п.4 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, п.п."б" и "з" п.3 ст.28 Устава г.о.Самара от дата N..., ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне, а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары.
Таким образом, положения абз.3 ч.2 ст.9 Закона Самарской области "О земле", устанавливающие возможность предоставления земельных участков без учета зонирования территории до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, Правил землепользования и застройки, не применяется в данном случае, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок является территорией г.о.Самара, в котором утверждены Правила застройки и землепользования Постановлением Самарской городской думы от дата N..., вместе с тем зонирование испрашиваемого земельного участка не произведено.
Суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах министерство не может принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Согласно пункту 2.4 Порядка при выявлении на основании дополнительной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности.
Вследствие чего, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области обоснованно было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка Козлову К.Г. в соответствии с его полномочиями и действующим законодательством РФ.
Кроме того, суд полагает, что Козлов К.Г. имеет право на повторное обращение в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность после утверждения в установленном порядке градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны (корректировки Правил застройки землепользования в г.Самаре) согласно вышеназванному Генеральному плану г.о.Самара.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.р.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспраиваемых действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка (п.25).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Козлова К.Г. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка Министерства имущественных отношений по Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2012 года
Судья подпись Е.В. Якушева
Копия верна. Решение ____ вступило в законную силу______________
Судья Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.