Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Родивиловой Е.О.
при секретаре Дмитриевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3109/12 по заявлению Троицкого А.С. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Троицкий А.С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением из которого следует, что *** он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** используемого для ведения садоводства с приложением документов, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В рамках работы по его обращению, Департаментом строительства и архитектуры г. Самара было подготовлено распоряжение N *** от ***. об утверждении схемы расположения данного земельного участка, после чего испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастр. *** заявителем в МИО в дополнении к ранее поданному пакету документов был приобщен кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно Порядка, решение о предоставлении земельного участка принимается Министерством в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка, однако с *** г. до настоящего времени решение по заявлению Троицкого А.С. не принято.
Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в двухнедельный срок со дня предоставления Троицким А.С. в министерство кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка решения по заявлению Троицкого А.С. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** используемого для ведения садоводства. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Троицкого А.С. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** используемого для ведения садоводства, в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя Юшин Н.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности N 469 от 21.12.2011 г., просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что *** г. в рамках работы по данному обращению Министерством в адрес руководителя НВ БВУ направлен запрос о получении сведений, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта, ответ на данный запрос в Министерство не поступил, в связи с чем, считают, что со стороны Министерства бездействие отсутствует.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин? вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Из материалов дела следует, что *** Троицкий А.С. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).
Заявлением от *** г. Троицкий А.С. уточнил цель использования земельного участка "для ведения садоводства", что подтверждается его заявлением от ***. в Миниимущество.
*** г. Троицким А.С. к ранее поданным документам и заявлению был приобщен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 2.10 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые разграничена в городском округе Самара для целей не связанных со строительством", утвержденных Постановлением Правительства Самарской области N74 от 21.06.2006, решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение п. 2.10 Порядка, до настоящего времени решение по заявлению Троицкого А.С. о предоставлении испрашиваемого земельного участка Министерством не принято, что свидетельствует о незаконном бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, в связи с чем, доводы заявления Троицкого А.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод представителя Министерства имущественных отношений о том, что ими *** г. направлен запрос вОтдел водных ресурсов по Самарской области на предмет предоставления сведений о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта, ответ на который до настоящего времени не получен и без которого невозможно принять законное решение по заявлению Троицкого А.С., суд не может принять во внимание в обосновании отсутствия бездействия Министерства, поскольку указанный запрос был направлен Министерством по истечении двух месяцев с момента получения от заявителя кадастрового паспорта и лишь в момент рассмотрения указанного гражданского дела по заявлению Троицкого А.С. в суде.
Более того, указанный запрос был направлен Министерством безосновательно, поскольку в материалах, представленных Министерством имущественных отношений на запрос суда, уже имеется ответ изМинистерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N *** от ***. из которого следует, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне,вне береговой полосы водного объекта.
В соответствии со ст. 25, 26 Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 10.01.2009 г. N 17 "Об утверждение Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" и ответа отдела водных ресурсов по Самарской области от 18.01.2010 N ПМ-29/46, Министерство природопользования Самарской области осуществляет меры по охране водных объектов или их частей и установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ. В связи с чем, все вопросы, связанные с нахождением земельного участка в водоохранных зонах водных объектов: реки, пруда, ручья, водохранилища, озера (кроме Куйбышевского и Саратовского водохранилищ) необходимо согласовывать с Министерством природопользования, о чем известно Министерству имущественных отношений, поскольку направляя*** г. в Министерство природопользования запрос о предоставлении сведений по заявлению Троицкого А.С. в части водоохраной зоны, в обоснование направления его именно в данное ведомство Минимущество и ссылаются на указанные судом выше нормы законодательства.
Таким образом, выбор направления запроса на предмет того, находится ли земельный участок в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта, - в Министерство природопользования Самарской области либо в Отдел водных ресурсов по Самарской области зависит от нахождения испрашиваемого земельного участка (в Отдел водных ресурсов по Самарской области запрос направляется в случае нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохранных зонах Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, в Министерство природопользования Самарской области в остальных случаях).
Как следует из кадастрового паспорта испрашиваемого заявителем земельного участка, весь земельный участок находится в прибрежной полосе водоохраной зоны р. Самара. Таким образом, полученный еще *** г. из Министерства природопользования ответ о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта, получен от надлежащего органа и не требовал направления запрос в иной орган, не уполномоченный отвечать на запрашиваемые сведения.
Таким образом, анализируя вышеизложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что Министерство имущественных отношений Самарской области нарушило требования действующего законодательства, а следовательно, имеется основания для удовлетворения требований заявителя о бездействии Министерства имущественных отношений Самарской области по его заявлению.
Заявителем также заявлено требование об обязании Министерство имущественных отношений в двухнедельный срок принять решение по его заявлению, которое в связи с признанием бездействия Миниимущества незаконным также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Троицкого А.С. удовлетворить.
Признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в двухнедельный срок со дня предоставления Троицким А.С. в министерство кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка решения по его заявлению о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** используемого для ведения садоводства, незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Троицкого А.С. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, *** используемого для ведения садоводства, в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 20.06.2012г.
Судья /подпись/ Е.О. Родивилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.