РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2012 года Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Семёнцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Боклиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1414/12 по заявлению ЗАО "ВИС-СЕРВИС" об оспаривании представления Государственной инспекции труда в Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ЗАО "ВИС-СЕРВИС" обратился в суд с заявлением об оспаривании представления Государственной инспекции труда в Самарской области, указав следующее. дата государственным инспектором труда Ш в отношении ЗАО "ВИС-СЕРВИС" было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым обязывает ЗАО "ВИС-СЕРВИС" выдать трудовые книжки Г и И, согласно ст.84.1 ТК РФ, возместить Г и И материальный ущерб в порядке ст.234 ТК РФ. ЗАО "ВИС-Сервис" считает, что данное представление вынесено с грубыми нарушениями Федерального Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и подлежит отмене. Так, при проведении проверки, не был предъявлен приказ руководителя о проведении проверки. В соответствии с п 7.1. Приказа Роструда от 24.01.2011 N 14 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" по результатам каждой завершенной проверки уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме. Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена Приказом Минэкономразвития РФ N 141. Акт проверки государственным инспектором по труду Ш не составлялся. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ непредставление акта проверки (равно как непредставление акта проверки в сроки, установленные частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ) отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица. дата заявитель подавал жалобу в Государственную инспекцию труда в Самарской области исх. N1662, где просил представление от дата отменить, как выданное с нарушением закона. дата заявителю поступил ответ, из которого следует, что жалоба рассмотрена и КоАП РФ не предусмотрен порядок обжалования представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Просит признать незаконным представление Государственной инспекции труда в Самарской области от дата и отменить его.
Представитель заявителя ЗАО "ВИС-СЕРВИС" П, действующий на основании доверенности от 28.07.2011 года, поддержал заявление в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Самарской области Ш, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что ГИТ в связи с проверкой доводов по обращениям Г и И в порядке, предусмотренном ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" о невыдаче ООО "Страна Лимпопо" им трудовых книжек, было устанволено, что трудовые книжки данных граждан находятся в ЗАО "ВИС - Сервис", являвшегося предыдущим работодателем заявителей" В связи с этим в ЗАО "ВИС - Сервис" был запрошен книгу учета движения трудовых книжек. Также было установлено, что ЗАО "ВИС - Сервис" данным гражданам трудовые книжки не выдало. Проверка юридического лица - ЗАО "ВИС - Сервис" фактически не проводилась, распоряжение о проведении в отношении данного юридического лица проверки не издавалось, акт проверки не составлялся. ГИТ в соответствии со ст.357 ТК РФ вправе запрашивать любые сведения у граждан и организаций. Также ГИТ уполномочена рассматривать административные дела по фактам нарушения трудового законодательства. В связи с тем, что сроки давности привлечения ЗАО "ВИС - Сервис" к административной ответственности истекли, было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "ВИС - Сервис" не выносилось, административное дело не возбуждалось. Т.к. сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, а факт нарушения имел место, ГИТ на основании ст.29.13 КоАП РФ внесло в адрес заявителя представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Полагала, что фактически проверка юридического лица ГИТ не проводилась, ГИТ действовала в рамках административного законодательства.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин? вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Как видно из материалов дела, дата в ЗАО "ВИС-СЕРВИС" по факсимильной связи поступил запрос государственного инспектора труда в Самарской области Ш., которым на Общество возложена обязанность предоставить: книгу движения трудовой книжки (подлинник), приказы об увольнении И и Г, пояснения работодателя о причинах задержки выдачи трудовых книжек И и Г Настоящее требование должно быть исполнено дата 16 час. 00 мин.
В качестве основания направления запроса и истребования документов указано на рассмотрение обращения граждан (вх. ГИТ от дата N 7-4795-11-БО и вх. ГИТ от дата N 7-4283-11-ОБ).
При этом, в случае непредставления или несовременного предоставления Государственной инспекции труда, ЗАО "ВИС-Сервис" предупреждено о привлечении к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности государственного органа, а так же предупреждено о возможности наложения административного штрафа за предоставление сведений не в полнм объеме или искаженном виде.
дата государственного инспектора труда Ш вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Судом также установлено, что распоряжение (приказ) о проведении проверки руководителем либо заместителем Государственной инспекции труда в Самарской области не выносилось, акт проведения проверки ГИТ С/о не составлялся.
Определением от дата государственного инспектора труда Ш об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора и ЗАО "ВИС-СЕРВИС" в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по обращению граждан Г и И (вх. ГИТ от дата N 7-4795-11-БО и вх. ГИТ от дата N 7-4283-11-ОБ) о фактах нарушения законодательства о труде.
В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе, при осуществлении задач по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
В силу ст. 353, 354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами.
Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, наряду с иными перечисленными в законе, реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Как следует из положений ст. 357 ТК РФ, в числе основных прав государственных инспекторов труда в рамках предоставленных им полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с иными, предусмотрены следующие: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
При этом, в силу ст. 358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из объяснений представителя Государственной инспекции труда в Самарской области распоряжения о проведении проверки не выносилось, акт проверки так же не составлялся, поскольку проверка проводилась в рамках КоАП РФ, ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, в настоящее время регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных этим законом случаях (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 закона), к каковым рассматриваемый по данному делу случай не относится.
В силу ст. 27 указанного Федерального закона, он вступил в законную силу с 01.05.2009 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г., устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, вступили в силу с 01.08.2011 года ( п. 12 ч. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 27 закона).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами ? требований, установленных законодательством, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и др.
Из материалов дела усматривается, что поводом к совершению государственным инспектором труда Ш действий по проверке явилось обращение в Государственную инспекцию труда в Самарской области граждан Г и И (вх. ГИТ от дата N 7-4795-11-БО и вх. ГИТ от дата N 7-4283-11-ОБ) о фактах нарушения законодательства о труде.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона, действия государственного инспектора труда по надзору за соблюдением работодателем трудового законодательства, могли осуществляться лишь посредством проверки поступившего обращения и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г.
Иной способ реализации Государственной инспекцией труда в Самарской области предоставленных законодательством полномочий, в данном случае, не предусмотрен.
Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. установлено право органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), на проведение как плановых (не чаще чем один раз в три года - ч. 2 ст. 9), так и внеплановых проверок (ст. 10 закона).
Поскольку данных о включении ЗАО "ВИС-Сервис" в план проверок Государственной инспекции труда в Самарской области на 2011 год заинтересованным лицом не представлено, следует считать установленным, что истребование документов имело место в рамках внеплановой безвыездной документарной проверки.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего федерального закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований? (ч. 1 ст. 11).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 11).
Согласно ч. 1 ст. 14 федерального закона N 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.
В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (ч. 2 ст. 14 закона).
Данное положение согласуется с требованиями ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 закона, устанавливающими в качестве гарантии прав работодателей запрет на истребование у юридического лица сведений, информации и документов, не относящихся к предмету документарной проверки.
В силу ч. 4 ст. 11 федерального закона N 294-ФЗ, в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 закона).
При этом, ст. 360 Трудового кодекса РФ каких либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки, в том числе, проводимой на основании обращений и заявлений граждан, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не устанавливает.
Предварительное уведомление работодателя, в силу указанной нормы права, не требуется лишь при проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце 4 или 5 части 7 настоящей статьи.
Как установлено судом и не оспаривалось представителем заинтересованного лица, распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки ЗАО "ВИС-СЕРВИС" по обращению граждан Ги И не издавалось, в адрес юридического лица не направлялось, соответственно, проведение такой проверки государственному инспектору труда Ш в предусмотренном законом порядке не поручалось.
Согласно п. 2, 3 ст. 18 Федерального закона N 294-ФЗ, должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (ч. 1 ст. 14 закона), заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) п. 4 ч. 2 ст. 20 отнесено к числу грубых нарушений требований закона, влекущих, в том числе отмену результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного действия государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Ш по проведению внеплановой документарной проверки ЗАО "ВИС-СЕРВИС" при отсутствии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), без обязательного направления в адрес ЗАО "ВИС-СЕРВИС" надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения внеплановой документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права ЗАО "ВИС-СЕРВИС".
Положения ст.ст. 353, 355, 356, 357 ТК РФ, содержащие общий перечень полномочий государственной инспекции труда, не могут рассматриваться без их взаимосвязи с иными положениями законодательства и расцениваться как позволяющие государственному инспектору труда истребовать документы у юридического лица независимо от наличия правовых оснований и предусмотренного законом порядка истребования.
Кроме того, как следует из пояснений представителя ГИТ С/о проверка ЗАО "ВИС - Сервис" проводилась в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В развитие названной нормы в ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В соответствии с ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Как было установлено в судебном заседании, дело об административном правонарушении в отношении ЗАО "ВИС - Сервис" не возбуждалось, в связи с чем ссылка представителя ГИТ С/о на вынесение представления в рамках производства по делу об административном правонарушении не состоятельна.
Учитывая, что оспариваемое представление было вынесено ГИТ С/о по итогам безвыездной внеплановой документарной проверки, а проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (ч. 1 ст. 14 закона), заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) п. 4 ч. 2 ст. 20 отнесено к числу грубых нарушений требований закона, влекущих, в том числе отмену результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), суд приходит к выводу, что представление Государственной инспекции труда в Самарской области об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное дата является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное дата государственным инспектором труда Ш в адрес ЗАО "ВИС-СЕРВИС" незаконным.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.04.12.
Судья С.А. Семёнцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.