Постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 04 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Устинова О.В.,
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, Закрытого акционерного общества "Тандер" - Симонова И.С. по доверенности б/н от "дата", Таразанова И.А. по доверенности б/н от "дата",
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Г* по доверенности N... от "дата",
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении N... в отношении Закрытого акционерного общества "Тандер" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
"дата" главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Р* был составлен протокол об административном правонарушении N... в отношении Закрытого акционерного общества "Тандер" (далее ЗАО "Тандер") из которого следует, что "дата" в 11.00 часов в магазине " ***" ЗАО "Тандер", расположенном по адресу: "адрес", выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами: размещение места временного хранения отходов (контейнерная площадка) не согласовано в установленном законом порядке, документы не представлены, контейнер для сбора твердых бытовых отходов без крышки заполнен более, чем на 2/3 объема, что является нарушением ч.1 ст.22 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88), п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов". За указанное административное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Г*, действующий на основании доверенности N... от "дата", просил признать ЗАО "Тандер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ЗАО "Тандер" Симонов И.С., действующий на основании доверенности б/н от "дата", Таразанов И.А. по доверенности б/н от "дата", вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, не признали, пояснили, что в процессе деятельности магазина " ***" высвобождается картонная, целлофановая, деревянная и прочая тара, а также бытовые отходы. Зачастую различные виды тары контролирующие органы ошибочно причисляют к отходам производства и потребления. Полагали, что это неверно, так как вся тара является возвратной и подлежит переработке на распределительном центре, после чего вновь используется многократно. Бытовые отходы, например, списанные по истечению срока годности продукты питания, сотрудники магазина выносят и оставляют в контейнере для сбора ТБО, который расположен на контейнерной площадке жилого фонда, откуда мусор вывозится ежедневно, что соответствует требованиям п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01, силами ООО " ***", с которым ЗАО "Тандер" заключило договор на вывоз ТБО. При этом, также полагали, что ссылка Управления Роспотребнадзора по Самарской области на нарушение п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г.) не обоснована, поскольку согласно данной норме площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача. Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов. Поскольку "дата" ЗАО "Тандер" получило заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" в котором отражено расположение контейнера на площадке жилого дома, полагали, что санэпидслужбой согласовано размещение ЗАО "Тандер" контейнера, размещение контейнерной площадки также не вызвало вопросов у ФГУЗ ЦГиЭ по Самарской области. Для сбора мелкого мусора в магазине имеется педальный бачок с крышкой, что указано в объяснениях представителя ЗАО "Тандер" Ч* в протоколе об административном правонарушении N... от "дата" Постановлением N... Управления Роспотребнадзора по Самарской области от "дата" о прекращении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ установлено, что такое размещение бачка соответствует санитарным правилам. В дополнение к этому для обеспечения чистоты на прилегающей территории ЗАО "Тандер" заключило договор с ООО " ***", которое осуществляет ежедневную уборку территории. В протоколе осмотра места происшествия N... от "дата" указано, что схема места размещения контейнерной площадки не согласована в установленном порядке, документы не представлены. У фасада здания у проезжей части дороги ЗАО "Тандер" контейнер не устанавливало, контейнерную площадку не обустраивало. Контейнер, изображенный на фотоснимках, не является собственностью и предметом использования ЗАО "Тандер". О принадлежности данного контейнера и о лицах, его использующих, ЗАО "Тандер" информацией не располагает. В связи с чем, по мнению представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в деятельности магазина " ***", принадлежащего ЗАО "Тандер", по адресу: "адрес", отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, со стороны юридического лица предприняты все зависящие от него меры по недопущению его совершения. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события административного правонарушения и вины юридического лица.
Суд, выслушав мнение участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, изучив материалы дела, представленные суду материалы, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что "дата" должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Р* было вынесено определение N... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ЗАО "Тандер" по ст. 8.2 КоАП РФ. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила информация, содержащаяся в обращении жильцов дома "адрес" и правления ТСЖ - N... по ул. "адрес" (вх. N..., N... от "дата") о нарушении сбора, временного хранения и вывоза отходов и мусора магазином " ***" ЗАО "Тандер", расположенным по адресу: "адрес" (л.д. 8).
"дата" в рамках проведения административного расследования был проведен осмотр территорий, помещений, вещей и документов магазина " ***" ЗАО "Тандер", расположенного по адресу: "адрес", по результатам которого составлен протокол N... об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Осмотр проводился в присутствии представителя юридического лица и понятых, о чем свидетельствуют их подписи в вышеуказанном протоколе. Из протокола N... следует, что представлено соглашение N... от "дата" с Администрацией *** района г. Самары и ситуационный план с границами благоустройства и содержания прилегающей территории по адресу: "адрес" (магазин " ***"), в соответствии с которыми обозначена территория уборки контейнерной площадки, расположенной перед фасадом здания у проезжей части дороги по ул. ***. В соответствии с договором N... от "дата" вывоз и захоронение ТБО из контейнеров осуществляет ООО " ***". В соответствии с дополнительным соглашением N N... от "дата" периодичность вывоза захоронения ТБО из контейнеров ежедневно. Кроме этого представлен договор N N... от "дата" с ООО " ***" на уборку прилегающей территории в соответствии с планом - графиком, являющимся неотъемлемой договора. В соответствии с приложением N... к договору N... от "дата" режим уборки ежедневно. Схема места размещения контейнерной площадки (с установкой контейнера) не согласована в установленном порядке, документы не представлены. Контейнер для сбора ТБО коррозированный, деформированный, без крышки, заполнен более чем на 2/3 объема. В связи с тем, что площадка под контейнером не очищена от снега, невозможно определить наличие твердого покрытия, размеры которого превышают площадь основания на 1 метр со всех сторон (л.д. 14-15).
"дата" главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Р* был составлен протокол об административном правонарушении N... в отношении ЗАО "Тандер" за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: ч.1 ст.22 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88), п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (л.д. 3).
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с. ч.1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР Кондрусевым А.И. 05.08.1988 г. N 4690-88) площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно - эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
В силу п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Вместе с тем, из представленной суду копии постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от "дата" в отношении Закрытого акционерного общества "Тандер" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, следует, что в ходе административного расследования, проведенного по информации, содержащейся в обращении о том, что у магазина " ***" ЗАО "Тандер", расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: "адрес", отсутствует контейнерная площадка, мусор от магазина выбрасывается около входа в подъезды, установлено, что для сбора отходов и мусора в помещении магазина установлен пластмассовый бачок с крышкой, требования п. 10.4. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" соблюдены.
Согласно представленному представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Экспертному заключению от "дата" N..., утвержденному главным врачом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" С*, помещение и оборудование, предназначенное для оборота алкогольной продукции в организации розничной торговли, магазине " ***" ЗАО "Тандер", расположенном по адресу: "адрес", соответствует государственным санитарным нормам и правилам: Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", на нарушение п. 2.7. которых имеется ссылка в протоколе N... от "дата" об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в пояснениях представителя ЗАО "Тандер" Ч* и занесенные в протокол об административном правонарушении N... от "дата", о том, что вывоз ТБО осуществляется из пластиковых контейнеров, расположенных в изолированном помещении магазина " ***" по адресу: "адрес", ежедневно, а также представителей ЗАО "Тандер" в судебном заседании о том, что ЗАО "Тандер" у фасада здания магазина " ***" по указанному адресу у проезжей части дороги контейнер не устанавливало, контейнерную площадку не обустраивало, материалами дела, представленными органом административной юрисдикции, не опровергаются.
Из имеющихся в материалах дела объяснений Ш*, проживающей по адресу: "адрес", следует, что контейнер для мусора, находящийся на ул. *** напротив магазина " ***" относится к данному магазину (контейнер расположен вдоль дороги). Ею неоднократно было замечено, что рабочие магазина " ***" выносят мусор в этот контейнер. На контейнерной площадке, относящейся к ТСЖ N... контейнера магазина " ***" нет, так как данная площадка проектировалась с учетом количества жильцов и нежилых помещений, предназначенных под офисы (л.д. 16). Однако, из опроса указанного жильца не усматривается, каким образом ею было установлено, что расположенный вдоль дороги контейнер установлен ЗАО "Тандер", а заполнение данного контейнера отходами осуществляется именно рабочими магазина " ***" ЗАО "Тандер", и что данные отходы образуются в результате осуществления деятельности магазина " ***" ЗАО "Тандер". В связи с чем, суд не может принять во внимание объяснения вышеуказанного жильца.
На имеющихся в материалах дела фотографиях виден мусорный контейнер на фоне магазина " ***", данный мусорный контейнер не имеет какой-либо маркировки, расположен на снегу, заполнен мусором. Вместе с тем, из данных фотографий достоверно установить принадлежность указанного мусорного контейнера магазину " ***" ЗАО "Тандер" и использование юридическим лицом данного контейнера для сбора твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности магазина " ***" ЗАО "Тандер" не представляется возможным.
Таким образом, оценив представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, исследованные судом доказательства, суд считает, что в материалах дела отсутствуют достоверные данные, позволяющие сделать вывод о том, что "дата" ЗАО "Тандер" по адресу: "адрес", не были соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: размещение места временного хранения отходов (контейнерная площадка) не согласовано в установленном законом порядке, контейнер для сбора твердых бытовых отходов без крышки заполнен более, чем на 2/3 объема.
В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Ввиду того, что достоверных данных, свидетельствующих о виновности ЗАО "Тандер" в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не установлено, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу ст.1.5 КоАП РФ толкуются в его пользу, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.1.5, 24.5 ч.1 п.2, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Закрытого акционерного общества "Тандер" прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Судья (подпись) Устинова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.