Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1546/12 по иску Тепловой А.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьим лицам Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, Управлению Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Теплова А.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она зарегистрирована и проживает в комнате N... по адресу: адрес с дата. Указанный дом является муниципальной собственностью г.Самара. Решением Октябрьского районного суда адрес от дата за ней признано право пользования и проживания в указанной комнате. дата она обратилась в Департамент управления имуществом г.Самара с заявлением, в котором просила заключить с ней договор социального найма. Из Департамента управления имуществом г.Самара дата получен отказ, в котором сказано: "Объект недвижимости, расположенный по адресу: адрес имеет статус общежития, использовался и используется в качестве общежития ? оснований для заключения с Вами договора социального найма отсутствуют". Просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N..., общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: адрес.
В судебном заседании истец Теплова А.В., ее представитель Б***, действующая на основании доверенности от дата, исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самара Г***, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью, предназначено для временного проживания, не подлежит приватизации.
Представители третьих лиц Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" N... от дата в соответствии с решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов "О составе муниципальной собственности города" N... от дата и областного Совета народных депутатов "О разграничении государственной собственности на территории адрес" от дата на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары" N... от дата Трамвайно-троллейбусного управления, находящегося по адресу адрес, и его имущество передано в муниципальную собственность, в том числе здание общежития по адресу адрес, указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
дата Комитетом по управлению имуществом г. Самара принято решение N... "О закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием Трамвайно-троллейбусное управление", согласно которому переданы производственные площади и жилой фонд в хозяйственное ведение.
дата между Комитетом по управлению имуществом г. Самара и профессионально-техническим училищем N... (правопреемником является Самарский техникум транспорта и коммуникаций) заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять в пользование за плату помещение в доме адрес в целях размещения общежития, в пункте дата предусмотрено право арендатора передавать помещения в пользование физическим лицам с письменного разрешения арендодателя.
Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г. Самара об обязании передать имущество - здание, расположенное по адресу: адрес. Решением Арбитражного суда Самарской области от дата в удовлетворении исковых требований было отказано.
Решением Арбитражного суда Самарской области от дата Самарский техникум транспорта и коммуникации г. Самара обязан возвратить Департаменту управления имуществом г.о. Самара здание, расположенное по адресу: адрес, площадью *** кв.м. по акту приема-передачи.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата на эксплуатацию и содержание МП ЭСО переданы объекты муниципального специализированного жилищного фонда - здания общежитий, расположенные по адресам: адрес, адрес, по акту приема-передачи от дата здание общежития по адресу адрес принято на эксплуатацию и содержание на основании договора от дата.
Из материалов регистрационных дел Управления Росреестра по Самарской области следует, что на основании заявления представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата произведена регистрация права собственности на объект - жилое здание общежитие площадью *** кв.м. по адресу адрес за Муниципальным образованием - г. Самара, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права дата; дата представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации прекращения права собственности на общежитие по адресу адрес.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: здание по адресу: адрес в связи с его ликвидацией (преобразованием).
Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.Самара от дата объект недвижимости (общежитие), расположенный по адресу: адрес, 16а является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества дата за номером N... на основании решения Малого совета Самарского горсовета народных депутатов N... от дата.
В судебном заседании установлено, что решением Октябрьского районного суда г.Самара от дата за Тепловой А.В. признано право пользования жилым помещением - комнатой N... в общежитии по адресу: адрес.
В соответствии со справкой Администрации сельского поселения Михайлово-Овсянка муниципального района Пестравский Самарской области от дата Теплова А.В. была зарегистрирована по дата по адресу: адрес, дата выбыла в г.Самару.
На имя Тепловой А.В. по адресу: адрес, комната N... открыт лицевой счет N....
Согласно справке ГУП Самарской области Пестравский филиал "Центр технической инвентаризации" от дата Теплова А.В. строений и приватизированного жилья в Пестравском районе не имеет и не использовала своего права на бесплатную приватизацию в Пестравском раойне Самарской области и не является собственником жилья по договору передачи (приватизации) жилья в собственность.
Согласно справке от дата, выданной Самарским фиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Теплова А.В. до дата строений и жилья на территории г.Самары и Волжского района не имела, право на приватизацию не использовала.
Согласно техническому паспорту ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", составленному по состоянию на дата, площади комнаты, расположенной по адресу: адрес, комната N... составляет: жилая площадь *** кв.м., общая площадь *** кв.м.
Комната N..., расположенная по адресу: адрес поставлена на кадастровый учет и ей присвоен кадастровый номер N..., что подтверждается кадастровым паспортом от дата.
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от дата в Едином государственном реестре отсутствуют сведения о регистрации Тепловой А.В. прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Пестравского района Самарской области.
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от дата в Едином государственном реестре отсутствуют сведения о регистрации Тепловой А.В. прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о.Самара и Волжского района Самарской области.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В силу статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фона в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.
В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).
В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
В Определении Конституционного Суда РФ N 1510-О-О от 25.11.2010 года установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
Как указано выше, здание по адресу адрес передано от Трамвайно-троллейбусного управления в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары" N... от дата, право собственности муниципального образования г.о. Самара на общежитие здание по адресу адрес прекращено на основании заявления собственника Департамента управления имуществом г.о.Самары от дата. Из представленных в суд документов, решений Арбитражного суда Самарской области от дата, дата следует, что в указанном жилом здании проживают граждане, семейные, в том числе с несовершеннолетними детьми.
Таким образом, суд полагает, что само здание, а также спорное жилое помещение не обладают признаками общежития.
Согласно п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в спорном жилом помещении постоянно, длительное время, право пользования истцом жилым помещением подтверждено решением Октябрьского районного суда г.Самара от дата, здание как общежитие утратило статус специализированного, вследствие чего, суд приходит к мнению, что правоотношения сторон регулируются нормами о договоре социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития. Выписка из реестра муниципальной собственности со ссылкой на передачу здания со статусом общежитие не может служить основанием для отнесения здания по вышеуказанному адресу к специализированному жилому помещению, поскольку данный статус был утрачен им в силу Закона (статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). В установленном порядке, который определен Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 года "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированного жилого помещения", решение органа управления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принималось, запись о регистрации права собственности на общежитие жилой дом по адресу адрес в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним прекращена на основании заявления собственника.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Поскольку дом адрес был принят в муниципальную собственность в соответствии с Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары" N... от дата, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у истца, занимаемого в этом доме изолированное жилое помещения на законных основаниях, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца, признав за ним право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тепловой А.В. удовлетворить.
Признать за Тепловой А.В. право собственности на жилое помещение комнату N... общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. в доме адрес в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2012 года.
Судья Доценко И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.