Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 марта 2012 г.
(Извлечение)
Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Маркина А.В., при секретаре Усковой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нефедовой С.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области об установлении права на доплату к трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Нефедова С.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о признании за ней права на установление доплаты к трудовой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области". В обоснование своих требований указала, что с дата по дата работала в системе органов социальной защиты населения. дата она была уволена в порядке перевода по согласованию между руководителями в Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области и дата принята на должность ***
Также указала, что стаж государственной службы на день увольнения ( дата) составлял ***, что дает ей право на доплату к трудовой пенсии в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области".
дата истица обратилась в Минздравсоцразвития Самарской области с заявлением по утвержденной форме об установлении ей доплаты к трудовой пенсии в соответствии с вышеуказанным законом. Однако Письмом Минздравсоцразвития Самарской области от 17.10.2011 N 30/2289 ей было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, так как у Министерства отсутствовали основания для рассмотрения ее заявления об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области".
Истица не согласна указанным отказом, поскольку по состоянию на дата и позднее до дата она замещала государственные должности Департамента социальной защиты населения Администрации Самаркой области, которые предусмотрены Реестром должностей государственной службы, установленный Законом Самарской области от 16.07.1998 N 17-ГД, всего стаж государственной службы составляет 21 год, 10 месяцев, 19 дней. Считает, что на её право на установление доплаты к трудовой пенсии по старости повлияло несоблюдение работодателем норм трудового законодательства при увольнении из органов социальной защиты, поскольку фактически она была уволена в связи реорганизацией, а также в связи с сокращением штата Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области, а в трудовую книжку внесена запись "уволена в порядке перевода в Отделение Пенсионного фонда по Самарской области по согласованию между руководителями п.5 ст. 29 КЗоТ". Она фактически была уволена в связи с сокращением штата и в данном случае присутствовал элемент вынужденного, а не добровольного волеизъявления увольнения по данному основанию, что в свою очередь, повлекло лишение истца права на установление доплаты к трудовой пенсии, как государственному служащему Самарской области.
Просила суд признать за ней право на установление доплаты к трудовой пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области", а также обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области произвести все процессуальные действия по осуществлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости со дня обращения, то есть дата.
В судебном заседании истица Нефедова С.М. поддержала исковое заявление по доводам, в нем изложенным, уточнив, просила суд признать за ней право на установление доплаты к трудовой пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области" со дня обращения, но не ранее возникновения права, то есть с дата.
В судебном заседании представители ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Серегина О.В., Ермакова О.А., Титова О.А по доверенностям возражали против удовлетворения искового заявления, пояснив, что права на доплату к трудовой пенсии у истицы не возникало, поскольку она была уволена из Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области в связи с переводом в Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области по согласованию между руководителями, то есть по основанию, не предусмотренному пунктом 2 статьи 2 Закона N 19-ГД.
Представитель третьего лица Губернатора С.О. по доверенности от 29.12.2010 года Попов С.С. против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным ответчиком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования истицы Нефедовой С.М. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Нефедова С.М. с дата работала в системе органов социальной защиты населения: с дата по дата ? ***; с дата по дата ? ***; с дата по дата ? ***; с дата по дата ? ***
дата была уволена в порядке перевода по согласованию между руководителями на основании пункта 5 статьи 29 КЗоТ РФ в Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области и дата принята на должность ***
дата Нефедова С.М. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития с заявлением об установлении доплаты к трудовой пенсии в соответствии с вышеуказанным законом.
Письмом Минздравсоцразвития Самарской области от дата N... истице было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, в связи с отсутствием оснований для рассмотрения ее заявления об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области" ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается лицам, замещавшим на 24 июля 1998 года и позднее государственные должности государственной службы Самарской области при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет при условии увольнения с государственной службы Самарской области по основанию, как ликвидация органов государственной власти Самарской области, иных государственных органов, образованных в соответствии с Уставом (Основным Законом) Самарской области (до вступления в силу Устава Самарской области), Уставом Самарской области, законами Самарской области, а также сокращение штата государственных служащих государственных органов.
В соответствии с постановлением губернатора Самарской области от 28.12.2000 N 420 "О передаче полномочий Самарской области Администрацией полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области" подготовлен и подписан Перечень полномочий по назначению и выплате пенсий и пособий. Произошла реорганизация органов соцзащиты, их полномочия были переданы Пенсионному фонду РФ. Указанное постановление принято в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, согласно пункту 2 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Фактически постановлением предусматривалось внесение изменений в структуру и штатное расписание Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области с учетом изменений полномочий. Таким образом, была произведена реорганизация этого Департамента, состоящая из нескольких этапов проходивших в течение 2001 года. Часть работников, занимавшихся начислением и выплатой пенсий, начала фактически высвобождаться в соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области от 03.01.2001 N 2-л о предстоящем высвобождением в связи с сокращением должностей.
Фактом, подтверждающим реорганизацию Департамента являются пункты 1,2 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 февраля 2001 N 19-р "Об утверждении структуры, численности и фонда заработной платы органов ПФР по Самарской области", которыми во исполнение постановления Правления ПФР от 08.02.2001 N 21 "О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий Отделению ПФР по Самарской области" было предусмотрено "увеличение с 15 февраля 2001 года на организационный период численности работников ОПФР по Самарской области на 20 единиц, за счет численности, передаваемой из Департамента социальной защиты населения Самарской области?" и "утверждение на организационный период и ввод в действие с 15 февраля 2001 года временной структуры Центра по выплате пенсий Отделения ПФР по Самарской области в количестве 117 единиц, за счет численности передаваемой из органов социальной защиты населения?"
В судебном заседании представители ответчика подтвердили что должность- начальник организационно-методического отдела - заместитель начальника управления организации пенсионного обслуживания Департамента социального обслуживания населения Самарской области, которую занимала Нефедова С.М. была сокращена в 2001 году в процессе реорганизации Департамента.
Работая в качестве *** с дата по настоящее время истица согласно ее должностным инструкциям выполняла те же функции, которые она исполняла в Департаменте социального обслуживания населения адрес, а именно "организовывала работу в области по своевременному и правильному назначению, перерасчету, корректировке и выплате пенсий в соответствии с пенсионным законодательством?",что подтверждается должностной инструкцией Нефедовой С.М. от 2001 года.
Таким образом, по мнению суда, в 2001 году фактически была произведена реорганизация Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области, при которой часть работников, занимающихся начислением пенсий, фактически высвободилась.
Учитывая, что Нефедова С.М. была уволена в порядке перевода с дата в Отделение Пенсионного фонда по Самарской области, суд приходит к выводу, что в связи с передачей от органов соцзащиты Отделению Пенсионного фонда по Самарской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, имело место сокращение численности (штата) работников, ранее выполнявших данные функции, что свидетельствует о вынужденном характере увольнения истицы с государственной службы.
В соответствии со ст. 33 КЗоТ РСФСР, действующим на момент увольнения истицы из Департамента социальной защиты населения, трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могли быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации, в том числе случаях ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.
Статьей 29 ч.5 КЗоТ РСФСР допускалось увольнение работников в порядке перевода.
В тоже время, анализ данных норм права позволяет сделать вывод о том, что для квалификации такого основания увольнения как "в порядке перевода" обязательно должен присутствовать элемент добровольного, а не вынужденного волеизъявления увольняемого по такому основанию лица, что имело место в случае перевода истицы. Вынужденность увольнения в порядке перевода подтверждает и тот факт, что в процессе реорганизации Департамента в 2001 году все сотрудники, должности которых были сокращены - уволены в порядке перевода, а не в связи с сокращением численности работников Департамента.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что фактически в январе 2001 года истица вынуждена была уволиться в порядке перевода с государственной гражданской службы в связи с сокращением численности (штата) работников Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области" что не препятствует истице претендовать на установление доплаты к трудовой пенсии, обращаясь к ответчику с соответствующим заявлением.
В соответствии с ст.ст.18,19 Закона Самарской области от 13марта2001года N19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области", "Заявление об установлении доплаты подается лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, руководителю соответствующего государственного органа Самарской области (структурного подразделения государственного органа Самарской области) по последнему месту работы на государственных должностях Самарской области и должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственной службы Самарской области, Реестром должностей государственной гражданской службы Самарской области. В случае ликвидации государственного органа заявление об установлении доплаты подается руководителю государственного органа, которому переданы функции ликвидированного государственного органа.
Кадровая служба органа государственной власти Самарской области (структурного подразделения государственного органа Самарской области) приобщает к заявлению личный листок по учету кадров (копия), справку о размере месячного денежного вознаграждения (денежного содержания), справку об исчислении стажа государственной службы, государственной гражданской службы и направляет в течение 5 дней с момента регистрации заявления данные документы руководителю органа государственной власти Самарской области (структурного подразделения государственного органа Самарской области).
Указанные документы рассматриваются руководителем органа государственной власти Самарской области (структурного подразделения государственного органа Самарской области) в 5-дневный срок.
После рассмотрения заявления об установлении доплаты руководитель государственного органа (структурного подразделения государственного органа Самарской области) ходатайствует перед Губернатором области об установлении доплаты
Ходатайство об установлении доплаты со всеми прилагаемыми документами направляется в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, для исчисления размера доплаты в денежном выражении, подготовки и внесения документов на рассмотрение комиссии по социальным гарантиям государственным служащим при Губернаторе Самарской области.
Проверку правильности исчисления стажа государственной службы, государственной гражданской службы, дающего право на установление доплаты, проводит орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений.
Судом установлено, что ответчик, выполняющий в данном случае функции органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, подготавливает ходатайство на основании сведений о стаже, предоставляемых органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений (в данном случае Департамент труда и занятости Самарской области), после чего документы об установлении доплаты истцу руководитель государственного органа вместе с ходатайством об установлении доплаты, направляется в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, для исчисления размера доплаты в денежном выражении, подготовки и внесения документов на рассмотрение комиссии по социальным гарантиям государственным служащим при Губернаторе Самарской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в предоставлении спорной доплаты участвуют иные, кроме ответчика, субъекты проводимой проверки и подготовки, а окончательное решение принимается комиссией при Губернаторе Самарской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что своими действиями указанные органы не нарушали прав истца, не обжалуются и не являются предметом рассмотрения по данному спору, суд не вправе делать вывод о праве истца на получение спорных выплат.
При этом, восстанавливая нарушенное право истицы, суд считает необходимым обязать ответчика по компетенции произвести последовательно все предусмотренные законом действия по подготовке ходатайства о предоставлении Нефедовой С.М. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 18, 19 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области"
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нефедовой С.М. к Министерству Здравоохранения и социального развития Самарской области об установлении права на доплату к трудовой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Признать Нефедову С.М. соответствующей категории лиц, имеющих право на доплату по основаниям увольнения с государственной службы, предусмотренных п.п. "А-Д" ч.2 ст.2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области".
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области принять к рассмотрению заявление Нефедовой С.М. и произвести последовательно все предусмотренные законом действия по подготовке ходатайства о предоставлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 18, 19 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области".
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 30-ти дневный срок с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
В окончательном виде решение изготовлено 29.03.2012 года.
Судья: Маркин А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.