Постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 13 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Инкина О.А.,
с участием представителей Министерства образования и науки Самарской области Д* и П*, действующих на основании доверенностей,
представителей НОУ УЦ "РОСТО-С" Р* и Н*, действующих на основании доверенностей,
при секретаре Серовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол N... об административном правонарушении от 29.02.2012г. в отношении НОУ УЦ РОСТО-С по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна),
УСТАНОВИЛ:
Из протокола N... об административном правонарушении от 29.02.2012 г., составленного Министерством образования и науки Самарской области следует, что в ходе проведения проверки установлено, что НОУ УЦ РОСТО-С осуществляет деятельность в соответствии с уставом НОУ УЦ РОСТО-С (новая редакция), зарегистрированном Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 12.11.2009. В соответствии с уставом НОУ УЦ РОСТО-С, предметом деятельности НОУ УЦ РОСТО-С является дополнительное образование для взрослых. В соответствии с экспертным заключением, утвержденным приказом Минобрнауки Самарской области от 27.01.2011 N 21-л "О предоставлении лицензии Негосударственному образовательному учреждению Учебному центру "Региональная организация системы транспортного образования - Самара" НОУ УЦ РОСТО-С для осуществления первоначального обучения вождению транспортных средств имело в пользовании площадку, расположенную по адресу: ул.*, принадлежащую НОУ Самарской автошколе РОСТО (ДОСААФ). Согласно письму начальника НОУ Самарской автомобильной школы ДОСААФ России от 07.02.2012 N... договор возмездного оказания услуг N... (без даты) был расторгнут 31.05.201 1, с 01.06.2011 по 01.02.2012 НОУ Самарской автомобильной школой ДОСААФ России не предоставлялась НОУ УЦ РОСТО-С закрытая площадка для первоначального обучения вождению транспортных средств. При изменении условий осуществления образовательной деятельности НОУ УЦ РОСТО-С не информировало об этом Минобрнауки Самарской области для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций, или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию. На основании приказа Минобрнауки Самарской области от 27.01.2011 N 21-л "О предоставлении лицензии Негосударственному образовательному учреждению Учебному центру "Региональная организация системы транспортного образования - Самара" НОУ УЦ РОСТО-С выдана лицензия министерства образования и науки Самарской области от 27.01.2011 г., регистрационный номер N..., серия N... на осуществление образовательной деятельности сроком по 27.01.2017. НОУ УЦ РОСТО-С допустило ухудшение условий осуществления образовательного процесса, выразившееся в отсутствии с 01.06.2011 по 31.01.2012 обязательной для первоначального обучения вождению транспортных средств площадки, относительно условий, заявленных на момент проведения лицензионной экспертизы при выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности от 27.01.2011, регистрационный номер N..., серия N... сроком по 27.01.2017. В результате проверки установлено, что мастера производственного обучения вождению З* (приказ НОУ УЦ РОСТО-С о приеме на работу от 03.10.2011 N...), Ц* (приказ НОУ УЦ РОСТО-С о приеме на работу от 01.08.2011 N...), Б* (приказ НОУ УЦ РОСТО-С о приеме на работу от 01.09.2011 N...) не имеют необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки работника, удостоверяемого документами об образовании, установленного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N.... Мастера З*, Ц*, Б* не имеют высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилю обучения. В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Таким образом, Негосударственное образовательное учреждение Учебного центра "Региональная система транспортного образования-Самара" обвиняется в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представители Министерства образования и науки Самарской области Д* и П* в судебном заседании просили признать НОУ УЦ РОСТО-С виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание.
Представители НОУ УЦ "РОСТО-С" Р* и Н* вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не признали, в судебном заседании просили протокол об административном правонарушении отменить и назначить виновным в административном правонарушении руководителя организации НОУ УЦ "РОСТО-С", поскольку нарушение пп. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. N 174, является виной должностного лица, а не юридического лица. В своих возражениях указали, что НОУ УЦ "РОСТО-С" не проинформировало об изменении условий осуществления образовательной деятельности Минобрнауки Самарской области для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности по причине отказа отдела лицензирования в принятии в январе 2012 года документов в связи с переходом на новое программное обеспечение. В связи с этим НОУ УЦ "РОСТО-С" не могло ранее февраля 2012 года подать информацию о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности. Директор НОУ УЦ "РОСТО-С" не имея кадрового отдела, при принятии работников на работу руководствовался положениями, которые действовали до конца 2010 года, в котором прописано требование к кадровому процессу: Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Деятельность, не связанную с извлечением прибыли, осуществляют, в частности, некоммерческие организации. Перечень организационно-правовых форм, в которых могут быть созданы некоммерческие организации, определен п. 3 ст. 50 ГК. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с их уставными целями и соответствующую этим целям.
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не выделяет особенностей осуществления лицензируемой деятельности в зависимости от того, относится ли указанная деятельность к предпринимательской либо к некоммерческой или иной деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Применительно к перечню лицензируемых видов деятельности, определенных ст. 12 указанного Федерального закона, к видам деятельности, осуществление которых не связано с извлечением прибыли, относятся, в частности, образовательная деятельность.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.
С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью третьей статьи 19.20, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, грубым нарушением лицензионных требований и условий являются нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения, а именно - наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Из материалов дела следует, что приказом Минобрнауки Самарской области от 28.10.2011 N 275-од утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год. Согласно плану срок проведения плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований и условий при подготовке водителей транспортных средств НОУ УЦ РОСТО-С был установлен с 01.02.2012 по 29.02.2012.
В соответствии с распоряжением Минобрнауки Самарской области от 25.01.2012 N 55-р проверка НОУ УЦ РОСТО-С осуществлена в части: проверки наличия у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования; наличия у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования; наличия у лицензиата учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов; наличия в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательства РФ в области образования; соблюдения лицензиатам установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса.
Проверяемый период деятельности был установлен с 01.02.2011 по 31.01.2012.
Из акта проверки органом государственного контроля юридического лица, N... от 29.02.2012, составленного министерством образования и науки Самарской области в присутствии представителя НОУ УЦ РОСТО-С Р*, следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами, в частности - п.п. "а" п. 5 Положения о лицензировании общеобразовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, в части осуществления НОУ УЦ РОСТО-С с. 01.06.2011г. по 31.01.2012г. образовательной деятельности по подготовке водителей в отсутствие в собственности или на ином законном основании оснащенных территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования, а также п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании общеобразовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, в части наличия в штате НОУ УЦ РОСТО-С или привлечения на ином законном основании педагогических работников (мастера производственного обучения вождению З*, Ц*, Б*), образовательный ценз которых не обеспечивает осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ в области образования.
С данным актом, а также всеми приложениями к нему материалами представитель НОУ УЦ РОСТО-С был ознакомлен, никаких заявлений и замечаний от него в ходе проверки не поступило.
Суд, оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства совершения правонарушения, исследовав материалы дела, находит, что в действиях НОУ УЦ РОСТО-С имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Протокол об административном правонарушении N... от 29.02.12г. был составлен уполномоченным на то главным консультантом управления по надзору и контролю в сфере образования министерства образования и науки Самарской области Д*, в присутствии представителя НОУ УЦ РОСТО-С Р*, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, в связи с чем, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.
Суд принимает во внимание довод представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что НОУ УЦ "РОСТО-С" были заключены соглашения о сотрудничестве с С*, С**, однако, Минобрнауки Самарской области не было проинформировано об изменении условий осуществления образовательной деятельности, лицензия переоформлена не была, в связи с чем было допущено ухудшение условий осуществления образовательного процесса относительно условий, заявленных на момент проведения лицензионной экспертизы при выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Довод представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что З*, Ц* и Б* были направлены на обучение и повышение квалификации и получили свидетельство об этом, суд считает несостоятельным, поскольку при приеме данных лиц на работу, они не имели необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие по делу смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, отсутствие в материалах дела сведений о привлечении НОУ УЦ РОСТО-С к административной ответственности ранее, а также то обстоятельство, что в настоящее время юридическое лицо пытается устранить допущенные нарушения, в связи с чем считает необходимым назначить НОУ УЦ РОСТО-С наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать негосударственное образовательное учреждение Учебный центр "Региональная организация системы транспортного образования - Самара" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, внесенным правонарушителем на расчетный счет: получатель УФК по Самарской области (Министерство образования и науки Самарской области) Р/с 40101810200000010001, банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, ИНН 6317021402, КПП 631701001, ОКАТО 36401000000, КБК 07711607000016000140, назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, о государственной власти РФ, о государственной службу РФ, о выборах и референдумах РФ, об Уполномоченном по правам человека в РФ.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Инкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.