Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-147/12 по заявлению Семенцовой Т.Ю. о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области
УСТАНОВИЛ:
Семенцова Т.Ю. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата она приобрела в собственность 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу адрес. дата она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по указанному адресу, используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком. Министерство отказало в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, что часть жилого дома находится за красными линиями, т.е. на земельном участке, относящемся к территории общего пользования и не подлежащей приватизации (п.15 ст.85 ЗК РФ). С данным отказом она не согласна. Согласно ответа Департамента строительства и строительства г.о.Самара красные линии нанесены на испрашиваемом земельным участке в соответствии с транспортной схемой г.Самара в составе Генерального плана, утвержденного Решением Думы г.о.Самары N... от дата, ее право собственности на жилой дом возникло до нанесения красных линий, соответственно при строительстве жилого дома красные линии отсутствовали. В соответствии с Генеральным планом красные линии являются планируемыми, проходят через дом. В соответствии со ст.36 ЗК РФ она имеет преимущественное право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность. Просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N... от дата в предоставлении ей земельного участка площадью *** кв.м.. расположенного по адресу адрес; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области заключить с ней договор купли-продажи земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по указанному адресу.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя Семенцовой Т.Ю. - Н***, действующая на основании доверенности дата, уточнила заявленные требования, просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области N... от дата в предоставлении ей земельного участка площадью *** кв.м.. расположенного по адресу адрес, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять к рассмотрению заявление Семенцовой Т.Ю. N... от дата о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по указанному адресу, используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком.
В судебном заседании представитель заявителя Семенцовой Т.Ю. - Н***, действующий на основании доверенности от дата, уточненные требования поддержала в полном объеме, пояснив также, что испрашиваемый земельный участок находится только в пользовании заявителя и не является местом общего пользования, границы земельного участка не изменялись после заключения договора дарения.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области С***, действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения уточненных требований Семенцовой Т.Ю., пояснив, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Семенцовой Т.Ю. было принято на основании информации, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара, из которой следовало, что часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях, земельный участок является территорией общего пользования, на основании п.12 ст.85 ЗК РФ указанные участки не подлежат приватизации.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ранее в ходе судебного разбирательства представитель, действующая на основании доверенности от дата, пояснила, что у Министерства имущественных отношений Самарской области были все основании для принятия решения об отказе Семенцовой Т.Ю. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, так как земельный участок находится в границах красных линий, красные линии в данном случае существующие, в генеральном плане 1987 года уже были нанесены.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что уточненные требования Семенцовой Т.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Семенцова Т.Ю. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д.9), указанная доля приобретена ею в собственность на основании договора дарения от дата, заключенного с С*** (л.д.81). С*** указанная доля приобретена в собственность в порядке наследования после смерти его матери С***, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от дата, из указанного свидетельства следует, что жилой дом адрес расположен на земельном участке мерою *** кв.м. (л.д.105). Наследодателю С*** указанная доля в праве общей долевой собственности на жилой дом принадлежала на основании договора купли-продажи от дата, заключенного с У***, из данного договора следует, что жилой дом находится на земельном участке мерою в *** кв.м. (л.д.102-103).
Собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом адрес является ООО " ***", что подтверждается свидетельством о регистрации права от дата (л.д.18), ООО " ***" также является собственником части земельного участка, на котором расположен жилой дом, площадь земельного участка 266 кв.м., что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д.19).
Из материалов инвентарного дела, обозреваемого в судебном заседании, материалов дела следует, что площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом адрес и, которым пользуются собственники указанного дома не изменена, строение за границами земельного участка не находится, самовольным строением являются переоборудованные сени из холодных в капитальный пристрой (л.д.60,76,95-101).
дата Семенцова Т.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельный участок, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу адрес, под индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком, площадью *** кв.м. (л.д.6), о принятии заявления и документов от Семенцовой Т.Ю. Министерством имущественных отношений Самарской области была составлена расписка от дата N... (л.д.32).
Из проекта границ земельного участка, под индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком Семенцовой Т.Ю. по адресу адрес, следует, что по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары на испрашиваемом земельном участком нанесены красные линии (л.д.47).
Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата N N... по топографическим материалам Департамента и представленным документам часть рассматриваемого объекта расположена в границах красных линий Ташкентского переулка, красные линии в указанном районе нанесены в соответствии с транспортной схемой г.Самары в составе Генерального плана, утвержденного Решением Думы г.о.Самара от дата N... (л.д.45-46).
дата Министерством имущественных отношений Самарской принято решение N... об отказе Семенцовой Т.Ю. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 195 кв.м. под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком по адресу адрес, в связи с тем, что были выявлены препятствия для предоставления земельного участка согласно п.12 ст.85 ЗК РФ, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий Ташкентского переулка и относится к территории общего пользования (л.д.30-31).
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.4 вышеназванного Порядка при выявлении препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Таким образом, Министерством имущественных отношений по Самарской области принято решение об отказе Семенцовой Т.Ю. в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп в пределах полномочий, установленных нормативным документом.
Между тем, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение без учета обстоятельств дела и в нарушение действующих норм законодательства.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9).
В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз.2 п.1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии со ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из статьи 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года N 187-О указано: как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85). Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Как указано выше, испрашиваемой заявителем земельный участок частично находится в границах красных линий (площадь *** кв.м.), Министерством имущественных отношений Самарской области Семенцовой Т.Ю. в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп отказано на том основании, что земельный участок относится к территории общего пользования со ссылкой на п.12 ст.85 ЗК РФ.
Между тем, суд полагает, что Министерством необоснованно в данном случае применена названная норма закона. Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. В судебном заседании установлено, что также было известно Министерству при рассмотрении заявления Семенцовой Т.Ю., на испрашиваемом земельном участке, находящемся в границах красных линий расположена часть жилого дома (доля), принадлежащая Семенцовой Т.Ю. на праве собственности, в пользовании находится только у заявителя, никто иной этим земельным участком не пользуется, не владеет, то есть по факту испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к земельному участку общего пользования.
В соответствии с ответом Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары красные линии на испрашиваемом заявителем земельном участке нанесены в соответствии с транспортной схемой г.Самары в составе Генерального плана, утвержденного Решением Думы г.о.Самары от дата, то есть указанный земельный участок фактически зарезервирован для муниципальных нужд (п.4 ст.28 ЗК РФ). Суд полагает, что указанное обстоятельство в данном случае не может служить основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, так как вышеназванная норма ЗК РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд. При этом, суд также учитывает, что право общей долевой собственности на жилой дом у Семенцовой Т.Ю. приобретено до нанесения красных линий. Ссылка представителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары на то, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях и по состоянию на 1987 год, суд полагает, является необоснованной, доказательства заинтересованными лицами суду не представлены, кроме того, из плана границ земельного участка по адресу адрес, подготовленного для сособственника жилого дома, следует, что по состоянию на дата красных линий на испрашиваемом земельном участке не было (л.д.104).
Суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области при принятии решения об отказе Семенцовой Т.Ю. в предоставлении земельного участка за выкуп нарушены нормы ст.36 ЗК РФ, а также нарушено право Семенцовой Т.Ю. на получение земельного участка в собственность.
Также, суд полагает, что заявителем обоснованно уточнены требования об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, поскольку земельный участок не поставлен на кадастровый учет, вследствие чего, не может являться предметом договор купли-продажи, кроме того, Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара предусматривает выполнение определенных мероприятий до обращения заявителя с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм закона, с учетом обстоятельств дела, суд полагает, что требования Семенцовой Т.Ю. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В силу п.3 ст.258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Семенцовой Т.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N... от дата об отказе в предоставлении в собственность за выкуп Семенцовой Т.Ю. земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять к рассмотрению заявление Семенцовой Т.Ю. от дата (регистрационный номер N...) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, под индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком.
Об исполнении решения суда уведомить суд и Семенцову Т.А..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2012 года.
Судья Доценко И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.