Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лещенко Л.А.
при секретаре Горбуль Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-929/12 по заявлению Изжеурова К.Е. о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Изжеуров К.Е. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N..., площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок N... для садоводства, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от дата серия N.... Основанием возникновения права собственности истца на этот земельный участок является договор купли-продажи от 23.12.2005г. Департаментом строительства и архитектуры принято распоряжение от 13.12.2010г. об утверждении расположения схемы земельного участка на кадастровом плане территории площадью *** кв.м. под приусадебный участок по адресу: адрес, участок б/н, прилегающий к участку с кадастровым номером N.... земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. Сведения о сформированном земельном участке внесены дата в государственный кадастр недвижимости. Участку присвоен кадастровый номер N... В соответствии с письмом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 24.09.2010г., утверждающим, что земельный участок с кадастровым номером N... не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, 26.04.2011г. истец обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером N.... Однако, дата уведомлением N...-с истцу было отказано в предоставлении земельного участка ввиду нахождения земельного участка в границах квартала *** Самарского лесничества, следовательно земельный участок является лесным участком на землях иных категорий. Просил признать недействительным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.11.2011г. в предоставлении земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность Изжеурова К.Е. земельного участка с кадастровым номером N..., площадью *** кв.м. под приусадебный участок, расположенного по адресу: адрес участок б/н, прилегающий к участку с кадастровым номером N...
Определением суда от 16.02.2012г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В судебном заседании представитель заявителя Милюткина Т.А., действующая на основании доверенности от 13.02.2012г., поддержала заявление, дополнительно указав, что испрашиваемый земельный участок находится среди земельных участков, на которые уже оформлено право собственности.
Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности, считала заявление необоснованным, представила письменные возражения на иск, согласно которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений по Самарской области. Заявитель обращался в Министерство с заявлением от 26.04.2011г. о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, прилегающего к участку с кадастровым номером N..., используемого под приусадебный участок, в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона Самарской области о земле.
Согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от 10.10.2011г. испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала N... Самарского лесничества и является лесным участком на землях иных категорий. Исходя из этого, Министерством в адрес заявителя было направлено уведомление от дата N...-с о невозможности предоставления в собственность спорного земельного участка. Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 10.03.2009г. по делу N А55-15555/2008 установлено, что квартал N... Самарского лесничества г.о. Самара является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, указанное постановление суда устанавливает основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве г.о. Самара, не изменяя при этом их имущественно-правовой режим как земельных участков.
Принятое решение является обоснованным и законным, поскольку принято на основании ст. 6 ЛК РФ, не предусматривающей возможность нахождения лесных участков в частной собственности, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, согласно которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичная норма права, определяющая открытый перечень земельных участков общего пользования закреплена в абз. 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" согласно которому, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжии другие объекты).
Из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, подпунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, чтолесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации
При этом пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков
Вместе с тем, Изжеуров К.Е. обращался в Министерство 29.09.2010г. с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес прилегающий к участку с кадастровым номером N..., площадью *** кв.м., однако дата Министерство отказало ему в предоставлении земельного участка в собственность. Поскольку согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.12.2010г. N 27-05-02/4621 испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала 11 Самарского участкового лесничества. Вместе с тем, данный ответ Министерства лесного хозяйства был получен Министерством после направления обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, что позволило заявителю обратиться за осуществлением государственного кадастрового учета земельного участка. С учетом изложенного, на момент предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка у Министерства отсутствовали основания для предоставления земельного участка заявителю.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, указав, что испрашиваемый земельный участок площадью *** кв.м. находится в квартале N..., выделе N... Самарского лесничества, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства и отказать в удовлетворении заявления Изжеурова К.Е. по следующим основаниям:
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) предусматривает возможность предоставления земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости, в собственность и в аренду. Городскими лесами являются леса, расположенные на землях городских поселений в пределах городской черты. В отличие от зеленых насаждений в скверах, на бульварах, улицах и т.д., не входящих в лесной фонд, городские леса являются лесами, предназначенными для отдыха населения, проведения культурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) определено, что лесничества и лесопарки, помимо земель лесного фонда, могут располагаться на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса городские леса отнесены к категории защитных лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
При этом, исходя их смысла статьи 5 Лесного кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Таким образом, законодатель не разграничивает "участок городского леса" и "участок лесного фонда" при его использовании, охране, защите и воспроизводстве.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления в собственность земельного участка "городского леса", на данный участок возможно только оформление арендных отношений
Факт принадлежности спорного земельного участка к лесным участкам Самарского лесничества подтверждается следующими доказательствами:
- Сведениями из государственного лесного реестра, в соответствии с которыми спорный земельный участок является лесным участком, расположенным в квартале N... выделе N... Самарского лесничества. По материалам лесоустройства, выполненным Центральным государственным лесоустроительным предприятием "Центрлеспроект" в 1996 году и утвержденных приказом Самарского управления лесами от 29.04.1997 N56 "Об утверждении проектов лесоустройства" и приказом Агентства лесного хозяйства по Самарской области от 29.12.2006 N164 "Об утверждении экспертных заключений к проектам организации и ведения лесного хозяйства", указанный участок указан как "выдел 28 - дачи, самозахват". Статьей 91 Лесного кодекса на министерство возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, и на землях иных категорий.
- Материалами лесоустройства Самарского лесничества, согласно которым спорный земельный участок является лесным участком в составе земель квартала N... Самарского лесничества.
- Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 30 декабря 2008 года N435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", в соответствии с которым среди лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, обозначено Самарское лесничество.
- Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области 31 декабря 2008 года N 149, в котором обозначены границы Самарского лесничества.
Лесохозяйственным регламентом Самарского лесничества, утвержденным приказом руководителя департамента лесного хозяйства Самарской области от 31 декабря 2008 года N147, в котором содержится подразделением лесов по целевому и функциональному назначению, анализ фактического использования лесных участков в границах лесничества. В Лесохозяйственном регламенте указано, что *** квартал Самарского лесничества относится к защитным лесам, лесам водоохранных зон. Заявитель необоснованно указывает, что доказательством того, что спорный участок не является лесным, являются сведения из кадастрового паспорта земельного участка, а также сведения из генерального плана городского округа Самара.
Статьей 6 Лесного кодекса определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Уставом городского округа Самара Самарской области определено, что в состав городского округа Самара входит город Самара, поселок Козелки и село Ясная Поляна.
Генеральным планом установлена граница муниципального образования - "городского округа Самара", на территории которого могут находиться земли различных категорий, в т.ч. и лесные, уже в состав городского округа Самара входит населенный пункт - город Самара.
Указание в кадастровом паспорте на категорию земель - "земли населенных пунктов" не является доказательством того, что указанный земельный участок лесным не является.
Кроме того, органом, уполномоченным на предоставление сведений о принадлежности земельных участков к землям лесного фонда или к "городским лесам", является министерство, а не орган государственного кадастрового учета.
Пунктом 6 статьи 84 Земельного кодекса определено, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, расположение спорного участка в границах городской черты городского округа Самара не может исключать отнесение спорного участка к лесным землям.
Пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса определено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Спорный лесной участок относится к "городским лесам" городского округа Самара, следовательно, он не может подлежать приватизации по вышеуказанным основаниям.
Городские леса, исходя из сопоставления норм действующего законодательства, относятся к территориям (земельным участкам) общего пользования (статья 85 Земельного кодекса, статья 1 Градостроительного кодекса, статья 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), которые не подлежат приватизации и отчуждению, и на которые не распространяется действие градостроительного регламента.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Изжеурова К.Е. по следующим основаниям:
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
дата Изжеуров К.Е. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка площадью *** кв.м., под приусадебный участок, расположенного по адресу: адрес", прилегающий к участку с кадастровым номером N...
Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара от дата N РД-1254 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, участок б/н, прилегающий к участку с кадастровым номером N... под приусадебный участок. Согласно указанного распоряжения, испрашиваемый Изжеуровым Е.Е. земельный участок относится по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) по карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010г. N 951, под приусадебный участок.
Сведения о сформированном земельном участке внесены 06.05.2011года в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер N....
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011г. Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010г. N 951 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия, в связи с чем суд считает, что на момент предоставления Изжеуровым К.Е. кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка у Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствовала достоверная информация о соответствии испрашиваемого заявителем для использования под приусадебный участок земельного участка градостроительному зонированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. В силу ч. 3 ст. 1 указанного Закона недвижимое имущество подлежит кадастровому учету, которым признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. При этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, вносится в государственный кадастр недвижимости как уникальная характеристика объекта недвижимости. Таким образом, каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет имеет индивидуальные характеристики, заключающиеся в возможности однозначно идентифицировать его, определить его границы со смежными участками и соответственно, имеет такую постоянную характеристику как площадь.
Согласно ст. 10 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, министерством имущественных отношений были направлены запросы для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке в министерство лесного хозяйства с просьбой сообщить, относится ли указанный земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). На данное обращение в министерство поступил ответ министерства природопользования от 10.10.2011г. N 27-05-02/36192, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: адрес", прилегающий к участку с кадастровым номером N...., находится в границах квартала N... Самарского лесничества, т.е. относится к землям лесного фонда. На этом основании уведомлением от 15.11.2011г. N 12-4/00559/11-с министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, и вернуло заявителю пакет документов с приложением копии ответа министерства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 указанного кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 91 Лесного кодекса, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165.
Суд считает обоснованной позицию министерства имущественных отношений Самарской области, т.к. из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, п.п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Также ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
Доводы Изжеурова К.Е. о том, что земельный участок площадью *** кв.м. не относится к землям лесного фонда, и следовательно его приватизация не запрещена, являются необоснованными. В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 Лесного кодекса РФ). Оборот земельных участков в силу ст. 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Поскольку участки, относящиеся к землям лесного фонда, в силу п. 2 ч. 27 ЗК РФ, являются ограниченными в обороте, не предоставляются в частную собственность в силу абз. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность Изжеурова К.Е., противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Изжеурова К.Е. о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.11.2011 го да в предоставлении земельного участка в собственность площадью *** кв.м., под приусадебный участок, расположенного по адресу: адрес участок б/н, прилегающий к участку с кадастровым номером N... - оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, с 12.03.2012года
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12.03.2012года.
Судья подпись Лещенко Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.