РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи Рапидовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-736/12 по заявлению Гордеева И.П. об оспаривании бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
Гордеев И.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области (Министерство), Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (Департамент) мотивируя тем, что он 14 октября 2011 года подал заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка размером *** кв.м., расположенного по адресу: адрес. К заявлению им были приобщены все необходимые документы. Министерством заявлению Гордеева И.П. был присвоен N 12-1/2937/11-с от 18.10.2011 г.
В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с абз. 3 п. 2.4 Порядка Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Однако, до настоящего времени, Министерство не совершило необходимых действий для предоставления в собственность земельного участка, и не направило в уполномоченный органа местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка.
Заявитель полагает, что указанное бездействие Министерства нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность.
Гордеев И.П. просил признать бездействие Министерства в отношении заявления о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка размером *** кв.м., расположенного по адресу: адрес незаконным, обязать Министерство направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка размером *** кв.м., расположенного по адресу: адрес на кадастровом плане или кадастровой карет соответствующей территории.
В судебном заседании представитель заявителя Гордеева И.П. - Лахай А.Б., действующий на основании доверенности от 04.08.2010 года, исковые требования уточнил, просил признать бездействие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в отношении запросов Министерства имущественных отношений Самарской области относительно его заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка размером *** кв. м, расположенного по адресу: адрес незаконным, обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара дать ответ на запросы Министерства имущественных отношений Самарской области относительно его заявления о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка размером *** кв. м, расположенного по адресу: адрес в течение 10 дней со дня вступления данного решения в законную силу. Представитель заявителя заявленные требования в отношении Министерства имущественных отношений Самарской области не поддержал.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 16.02.2012 года от представителя заявителя принят отказ от части заявленных требований в отношении Министерства имущественных отношений.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Сметанина А.А., действующая на основании доверенности от 21.12.2011 года, возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. Суду пояснила, что Министерством уже дважды запрашивались в Департаменте сведения о том, относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а так же соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования испрашиваемого земельного участка, однако ответа до настоящего времени не последовало.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий:
Судом установлено, что Гордеев И.П. 18 октября 2011 года подал заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка размером *** кв.м., расположенного по адресу: адрес К заявлению им были приобщены все необходимые документы. Министерством заявлению Гордеева И.П. был присвоен N 12-1/2937/11-с от 18.10.2011 г.
Из материалов дела следует, что 24.10.2011 Министерством был направлен запрос N 12-1/2937/11-е (повторный запрос был направлен 02.02.2011 N 12-1/2937/11-е) в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с целью определить: относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, которая согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а так же соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка.
Таким образом, работа Министерства по предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка не могла быть продолжена ввиду отсутствия испрашиваемой информации из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - Департамент).
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является органом местного самоуправления, наделен полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, в том числе по обеспечению подготовки и осуществлению проверки документации по планировке территории.
Из разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
До настоящего времени Департамент не предоставил в Министерство испрашиваемые сведения.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Департамент, согласно п. 16 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 обязан был в срок не превышающий 14 дней по существу поставленных в обращении вопросов и направить ответ в Министерство.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Гордеева И.П. удовлетворить.
Признать бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, в непредставлении в Министерство имущественных отношений Самарской области сведений, относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, которая согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а так же соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка (по запросу N 12-1/2937/11-е от 24.10.2011 года (повторный запрос от 02.02.2011 N 12-1/2937/11-е) - незаконным.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения подготовить и направить в письменном виде в Министерство имущественных отношений Самарской области сведения о том, относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, которая согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а так же соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 21 февраля 2012 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2012 года.
Судья (подпись) И.В.Рапидова
Копия верна:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.