Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Маркина А.В.,
при секретаре Усковой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 205/12 по иску Фарафонова В.Н. к ГУ МВД России по Самарской области, Управлению МВД России по г.Самаре о включении в стаж государственной службы периодов службы в льготном исчислении и признании права на достроечное назначение пенсии по выслуге лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец Фарафонов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая, что дата поступил на службу в органы внутренних дел РФ. Работал ***. Приказом N... л/с от дата уволен из органов внутренних дел по собственному желанию. Выслуга лет в календарном исчислении, в том числе и для выплаты единовременного пособия по состоянию на дата составляет ***
При исчислении его трудового стажа в органах МВД РФ не были зачитаны периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях.
В период с дата по дата Фарафонов В.Н. находился в служебной командировке в Чеченской республике в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В период с дата по дата, находясь в служебной командировке, он принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона и на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ. Указанный период не был засчитан в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Ранее, с дата по дата и с дата по дата, Фарафонов В.Н. также находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, принимал участие в боевых действиях и контртеррористических операциях.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 16.11.2004 года, вступившим в законную силу, в выслугу лет для назначения пенсии зачитан срок нахождения в командировке с дата по дата и с дата по дата из расчета один день службы за три дня.
Однако, при исчислении трудового стажа, период с дата по дата и с дата по дата, с дата по дата, а также с дата по дата в льготном исчислении ему не засчитан.
В период службы в *** с дата по дата Фарафонов В.Н. работал в должности *** ИВС Красноглинского РОВД г.Самары по оперативно-режимной работе. Данный срок в льготном исчислении в срок службы не засчитан.
Кроме того, Фарафонову В.Н. не засчитан период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ по призыву с дата по дата в льготном порядке.
Истец полагает, что с учетом указанных периодов, срок его службы в ОВД на момент увольнения, составляет более 20 лет, и он имеет право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по линии МВД России.
Фарафонов В.Н. обратился с заявлением в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД по Самарской области, а также в ОП N 8 УМВД России по г.Самаре с заявлением о начислении пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ, однако, положительного ответа им не получено.
Просит суд включить в стаж государственной службы Фарафонову В.Н.,
уволенному дата из органов внутренних дел РФ по собственному
желанию период службы по призыву, срок нахождения в служебной командировке в Чеченской республике с дата по дата, срок нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона с дата по дата, а также период службы в должности *** ИВС Красноглинского РОВД г.Самары в льготном исчислении; Обязать Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Самарской области засчитать Фарафонову В.Н. в стаж государственной службы в органах внутренних дел для назначения пенсии период военной службы по призыву с дата по дата из расчета один день военной службы за два дня государственной службы; Обязать Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Самарской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах внутренних дел для назначении пенсии период нахождения в служебной командировке в Чеченской республике с дата по дата, срок нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона с дата по дата из расчета один день службы за три дня; Обязать Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Самарской области засчитать Фарафонову В.Н. в стаж государственной службы в органах внутренних дел для назначения пенсии период службы в должности *** ИВС Красноглинского РОВД г.Самары по оперативно-режимной работе с дата по дата из расчета 1 день службы за полтора дня; Обязать Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Самарской области начислить Фарафонову В.Н. пенсию за выслугу лет по линии МВД России с дата в общем исчислении стажа государственной службы в органах внутренних дел России ***
В судебном заседании истец поддержал исковое заявление, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Куркина С.Н., по доверенности от 05.07.2011 года N 105/19 - 145, иск не признала, предоставила письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица Управления МВД России по г.Самара Горбунова О.А., по доверенности от 19.08.2011 года, с иском не согласилась.
Представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в Красноглинском районе г.Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Выслушав пояснения участников процесса, представленные суду доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.6 пп.6.3 Положения о Центре финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области, отдел пенсионного обеспечения является структурным подразделением Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области.
Из материалов дела следует, что Фарафонов В.Н. дата поступил на службу в органы внутренних дел РФ.
Приказом N... л/с от дата уволен из органов внутренних дел по собственному желанию (л.д.20). Выслуга лет в календарном исчислении, на момент увольнения составляет ***, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке (л.д.16-18), выписка из приказа (л.д.20).
Исчисление выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в том числе и в льготном исчислении, производится в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно в соответствии с Постановлением СМ-Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями.
В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления военная служба по призыву (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Таким образом льготное исчисление периодов военной службы по призыву предусмотрено ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт 3 статьи 10) только для зачета в общий стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости территориальным органом Пенсионного фонда.
Согласно действующего в РФ законодательства, пенсионное обеспечение уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993г N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы ?." (далее Закон N4468-1). Во исполнение названного Закона издано Постановление Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации".
Из ст. 13 Закона N4468-1 следует, что пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт "а").
Согласно ст. 2 п.1 ФЗ РФ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно ст. 7 "О системе государственной службы Российской Федерации" под правоохранительной службой понимается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы. Это положение также нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N6-П.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется указанным Законом N4468-1. При этом в ч.2 ст.18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для начения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст.1 этого Закона,к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в данном Законе не значатся.
Такой же порядок определен и Постановлением Совета Министров РФ N941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N941), которое, как указано в Решениях Верховного Суда РФ от 30.10.2007 N ВКПИ07-107 и от 07.07.2003 N ВКПИ03-50 не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ N4468-1 установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время вхождения службы в особых условиях и время начала льготного числения) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.
Данная норма определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях. Что касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, следует учитывать, что истец проходил службу именно в органах внутренних дел, а вышеназванный Закон не регулирует вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.
Пунктом 5 Постановления "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации", принятого во исполнение Закона N4468-1 предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.
Таким образом, законодатель, определяя объем пенсионных прав военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в выслугу лет, дающую право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, не усмотрев в этом ограничения конституционных прав и свобод таких лиц, и нарушения конституционного принципа равенства.
В соответствии со ст.10 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33. Данный Реестр содержит исчерпывающий список, наименований государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, в который должность сотрудника органа внутренних дел не входит.
Вместе с тем ст. 2 ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" определены понятия "трудовой стаж", "государственная гражданская служба" и "военнослужащие". То есть в Российской Федерации, в сфере государственного пенсионного обеспечения имеется понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим.
Ст.8 данного Федерального Закона установлено, что пенсия военнослужащим и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ N4468-1.
Служба в органах внутренних дел является особым видом профессиональной деятельности, исходя из ее специфики и особого правового статуса лиц, ее осуществляющих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий. Для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как назначаемая независимо от возраста пенсия за выслугу лет, установление и исчисление размера которой обусловлено наличием определенной выслуги.
Законом N4468-1 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, полежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репресированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Фарафонов В.Н. проходил срочную службу по призыву в качестве солдата, что является самостоятельным правовым основанием зачета данного периода службы в календарном исчислении, поскольку он не входит в определенный Законом РФ N4468-1 круг лиц, к которым применима рассматриваемая льгота. ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и, исходя из его содержания и буквального смысла статей, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, помимо этого он не регламентирует вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, и следовательно в отношении Фарафонова В.Н. уволенного именно из МВД, применен быть не может.
Правоотношения между истцом и ответчиком не регулируются законом "О статусе военнослужащего", доводы истца основаны на неверном толковании правовых норм, в результате чего он не обосновано смешивает понятия стажа государственной гражданской службы и выслуги лет для назначения пенсии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ по призыву с дата по дата Фарафонову В.Н. не засчитан в льготном исчислении обоснованно, а иск в данной части удовлетворению не подлежит.
Кроме того суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления в части включения периодов нахождения в командировках на территории Северо-Кавказского региона в периоды с дата по дата и дата по дата в льготном исчислении (из расчета 1 день за 3 дня), по следующим основаниям.
Постановлением N 941 указанная льгота предусмотрена лишь для сотрудников, фактически принимавших непосредственное участие в контртеррористических операциях.
Аналогичное положение установлено постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции, которыми в силу действующих норм, являются приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба, в связи с чем, суд полагает, что фактическое участие при проведении контртеррористических операций в указанные периоды истцом не доказано.
При этом из справки о стаже, подлежащем зачету в выслугу лет, составленной в отношении Фарафонова В.Н. по последнему месту работы видно, периоды с дата по дата и с дата по дата истцу зачтены в стаж в льготном порядке из расчета 1 за 3 дня, периоды с дата по дата и с дата по дата зачтены истцу в льготном порядке из расчета 1 за 1,5 дня и 1 за 3 дня. Что соответствует периодам пребывания истца в командировке и дням непосредственного участия в контртеррористических операциях, согласно приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба.
Доводы истца о том, что представленными им документами подтверждается ежедневное выполнение истцом служебно-боевых задач и несение боевого дежурства за все дни нахождения в командировке нахождение истца на территории Северо-Кавказского региона не принимается судом, поскольку в льготном порядке из расчета 1 день за 3 засчитываются только периоды участия в контртеррористических операциях.
Поскольку справкой, данной руководителем ВОГО и П МВД России подтверждается период участия истца в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона с дата по дата судом не принимаются доводы истца, что в льготном порядке ему должен быть зачтен период с дата. С дата указанный период истцу зачтен в льготном порядке.
Из Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД РФ от 09.10.2004 года N 640, следует, что должность - заместитель начальника изолятора временного содержания по оперативно-режимной работе, предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Согласно пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях:
г) один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет и установлен Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий (приложение N 1). В данном Перечне указывается также, с какого времени служба в каждой из перечисленных местностей засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.
Должность заместитель начальника изолятора временного содержания по оперативно-режимной работе засчитывается в выслугу лет в льготном порядке из расчета 1 год за 1,5 года, согласно вышеуказанных норм. Из материалов дела следует, что в период службы в *** с дата по дата года Фарафонов В.Н. работал в должности *** ИВС *** по оперативно -режимной работе.
При этом согласно справке о стаже, подлежащем зачету в выслугу лет, составленной в отношении Фарафонова В.Н. по последнему месту работы и калькуляции сроков выслуги Фарафонова В.Н., на дата льготная выслуга истца составила *** (л.д. 35-39). Также из данных документов следует, что согласно приказа N... л/с от дата в период с дата по дата истец занимал должность ***. Данный период включен истца в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора, что составило 00 лет 11 мес. 24 дня, на основании указанного Постановления Правительства РФ от дата N... пп.44, п.г, обз.3. Кроме того на основании приказа N... л/с от дата в период с дата по дата истец занимал должность ***. Данный период также включен истца в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора, что составило *** (Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 пп.44, п.г, обз.3).
В связи с чем, суд полагает, что требование об обязании ответчика засчитать Фарафонову В.Н. в стаж государственной службы в органах внутренних дел для назначения пенсии период службы в должности *** с дата по дата из расчета 1 день службы за полтора дня, заявлено излишне поскольку, данный период уже включен в выслугу лет в льготном исчислении, повторно зачтен не может быть, а поскольку истец и его представитель продолжают настаивать на указанном требовании - удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что кадровым подразделением по последнему месту службы период прохождения в службы по призыву, периоды нахождения в командировках и период службы в должности *** правильно зачтены истцу в льготном порядке, в результате чего его стаж в льготном исчислении составляет ***. Поскольку указанный стаж не дает истцу права на назначение пенсии за выслугу лет, указанный период не указан в приказе об увольнении.
На основании изложенного суд полагает, что срок службы Фарафонова В.Н. в ОВД на момент увольнения, составляет менее 20 лет, и он не имеет право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по линии МВД России, в связи с чем, исковые требования в данной части также не может быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Фарафонова В.Н., отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.02.2012 года.
Судья: А.В.Маркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.