Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Родивиловой Е.О.
единолично
при секретаре Дмитриевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3909/11 по иску Бойкиной Т.Б. к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным ненормативного акта ГУВД МВД РФ по Самарской области, присуждении к включению в выслугу лет для назначения пенсии время работы в налоговых органах и на должностях по бухгалтерским специальностям,
УСТАНОВИЛ:
Бойкина Т.Б. обратилась в суд с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что в период с .... г. по .... г. она проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции РФ по Самарской области и имела специальное звание. В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ она была переведена для дальнейшего прохождения службы в органы внутренних дел МВД России, где прослужила в период с .... г. по .... г. и также имела специальное звание. Приказом начальника ГУВД по Самарской области от .... г. N .... л/с Бойкина Т.Б. была уволена из органов внутренних дел по .... Положения о службе в органах внутренних дел в РФ. В соответствии с п. 16 данного приказа ей исчислена выслуга лет, которая составила .... лет .... месяцев .... день, в льготном исчислении - .... лет .... месяцев .... дней. Однако приказом начальника ГУВД по Самарской области от .... г. N .... л/с были внесены изменения в абз. 2 п. 16 приказа начальника ГУВД и выслуга лет указана: в календарном исчислении .... лет .... месяцев .... дней, для выплаты единовременного пособия - .... лет .... месяцев .... дней, общий трудовой стаж - .... лет .... месяцев .... дней. Считает, что изменения в приказ были вынесены незаконно, выслуга лет ей подсчитана неверно, поскольку в выслугу лет для назначения пенсии не включены периоды ее работы в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин, периоды работы на должностях по бухгалтерским специальностям, а также в выслугу лет без льготных условий засчитана ее военная служба с .... г. по .... г.
Просит признать не соответствующим закону п. 16 приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области от .... г. N .... л/с, которым были внесены изменения в п. 16 приказа ГУВД по Самарской области от .... г. N .... л/с в части увольнения из органов внутренних дел .... Бойкиной Т.Б., находящейся в распоряжении ГУВД по Самарской области; обязать ГУВД по Самарской области в выслугу лет для назначения пенсии Бойкиной Т.Б. включить время ее работы: в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин: - с .... на должностях по бухгалтерским специальностям: - с ...., в выслугу лет для назначения пенсии Бойкиной Т.Б. засчитать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца период ее военной службы с .... г. по .... г.
В судебном заседании истец Бойкина Т.Б. и ее представитель Гафуров Р.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования уточнили, в конечном итоге просили, признать не соответствующим закону п. 16 приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области от .... г. N .... л/с в части назначенной истцу выслуги лет; признать не соответствующим закону п. 1.31 приказа Федеральной службы налоговой полиции РФ .... г. в части выслуги лет Бойкиной Т.Б.; обязать ГУВД по Самарской области в выслугу лет для назначения пенсии Бойкиной Т.Б. включить время ее работы: в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин: - с ...., на должностях по бухгалтерским специальностям: - с .... в выслугу лет для назначения пенсии Бойкиной Т.Б. засчитать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца период ее военной службы с .... г. по .....; взыскать с ГУ МВД России в пользу Бойкиной Т.Б. расходы на оплату услуг представителя в размере .... рублей, а также уплаченную госпошлину в размере .... руб. Уточненные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Самарской области Нисифирова Н.П., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований истца просила отказать по основания, изложенным в письменном отзыве, указав, что выслуга лет Бойкиной Т.Б. была подсчитана ГУ МВД по Самарской области на основании ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86-ФЗ от 3.06.2003 г. согласно которому, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в указанных органах на момент увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и перерасчету не подлежит. Выслуга лет на момент увольнения Бойкиной Т.Б. из органов налоговой полиции была ей подсчитана и согласно приказа N .... от .... г. составила на .... г.: календарная - .... лет .... месяцев .... дней, льготная - .... год .... месяца .... дней, трудовой стаж - .... года .... месяцев .... дня, учета - .... лет .... месяцев .... дней, всего .... лет .... месяцев .... дней. Таким образом, выслуга лет Бойкиной на момент увольнения в ФСНП РФ составила .... лет .... месяцев .... дней, к этой выслуге была прибавлена выслуга в ОВД, которая составила .... лет .... месяцев и .... дней, следовательно, выслуга лет на день увольнения Бойкиной составляет .... лет .... месяца и .... дня. Оснований для перерасчета выслуги лет, начисленной Бойкиной Т.Б. в налоговой полиции у ГУ МВД России по Самарской области не имеется, поскольку подсчитанная выслуга лет перерасчету не подлежит.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск Бойкиной Т.Б. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Бойкина Т.Б. была зачислена на службу в Управление федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области с .... г. с присвоением ей специального офицерского звания, что подтверждается материалами личного дела N ...., а также записью в трудовой книжке Бойкиной Т.П.
До службы в органах налоговой полиции Бойкина Т.Б. занимала должности по финансово-экономической и бухгалтерской специальностях в период: с .... г. работала в должности бухгалтера .... с .... г. по .... г. - специалистом 1 категории (экономиста) медицинского медотдела ...., с .... г. по .... г. - заместитель главного бухгалтера (главный бухгалтер) .... с .... г. по .... г. - и.о.главного бухгалтера .... с .... г. по .... г. - бухгалтер-ревизор .... с .... г. по ..... - старший бухгалтер .... с .... г. по .... г. - главный бухгалтер .... с .... г. по .... г. - бухгалтер (зам. главного бухгалтера) ....
Кроме того, Бойкина Т.Б. в период с .... г. по ..... работала старшим налоговым инспектором ...., с .... г. по .... г. - главным бухгалтером ...., за указанные периоды имела классный чин.
Рассмотрев заявление Бойкиной Т.Б. о включении в выслугу лет для начисления пенсии вышеуказанных периодов, ГУВД по Самарской области в расчет выслуги лет для назначения пенсии не включил вышеуказанные периоды работы Бойкиной Т.Б. на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, а также в качестве работника, имеющего классный чин, что подтверждается ответом ГУВД по Самарской области от .... г., а также п. 16 приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области от .... г. N .... л/с и не отрицается ответчиком.
Согласночасти 3 статьи 17 Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установленыЗаконом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 г., выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии счастью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируетсяПоложением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года.
В силустатьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ,пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Из материалов дела следует, что приказом Управления ФСНП РФ по Самарской области от .... г. N .... Бойкина Т.Б. была исключена из списков личного состава ФСНП РФ с .... г. в связи с сокращением штатов. .... г. Бойкина Т.Б. была принята на службу в ГУВД по Самарской области в порядке перевода.
На момент исключения Бойкиной Т.Б. из списков личного состава органов налоговой полиции и перевода на службу в ГУВД по Самарской области,Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действиепостановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренногоЗаконом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренногопостановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднееЗакона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данногоЗакона.
Вчасти 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федеральногозакона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действиеЗакона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этомуЗакону
сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, нормЗакона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 ипостановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 годас сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормамЗакона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Бойкиной Т.Б. о включении в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на предприятиях, учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, а также в качестве работника налоговой службы, имеющей классный чин, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Подлежит удовлетворению и требование Бойкиной Т.Б. о зачете на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии период ее военной службы с .... г. по .... г. один месяц службы за полтора месяца по следующим основаниям.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенных со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложения N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков". К такой местности относится, в частности, .....
Из материалов дела следует, что в период с .... г. по .... г. Бойкина Т.Б. проходила военную службу в качестве диспетчера ....
Таким образом, указанный период ее военной службы подлежит зачету на льготных условиях как один месяц за полтора месяца службы.
Довод представителя ответчика о том, что оснований для перерасчета выслуги лет Бойкиной Т.Б. у ГУ МВД России по Самарской области не имеется, поскольку на момент увольнения Бойкиной Т.Б. из органов налоговой полиции ей была подсчитана выслуга лет, которая согласно приказа N .... от .... г. составила на .... г.: календарная - .... лет .... месяцев ...., льготная - .... год .... месяца .... дней, трудовой стаж - .... года .... месяцев .... дня, учета - .... лет .... месяцев .... дней, всего .... лет .... месяцев .... дней и согласно ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86 от 03.06.2003 г. исчисленная выслуга перерасчету не подлежит, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Согласно приказа N .... от .... г. .... налоговой полиции Бойкиной Т.Б. была подсчитана выслуга лет для назначения пенсии, которая на ..... составила: календарная - .... лет .... месяцев .... дней, льготная - .... год .... месяца .... дней, трудовой стаж - .... года .... месяцев .... дня, учета - .... лет .... месяцев .... дней, всего .... лет .... месяцев .... дней.
На момент увольнения Бойкиной Т.Б. из органов налоговой полиции ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86 от 30.06.2003 г. звучала следующим образом:
Срок службы сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленный в соответствии сПоложением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или на государственной службе.
Федеральнымзаконом от 22.07.2005 N 121-ФЗ часть 5 ст. 54 ФЗ N 86-ФЗ от 30.06.2003 г. была изложена в новой редакции, а именно: "Выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии сПоложением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит".
Согласно ст. 3 ФЗ от 22.07.2005 г. N 121-ФЗ он вступает в силу с 1 января 2006 года и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 года.
Из дословного толкования ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86 следует, что выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, т.е. по нормам установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит перерасчету.
Иное толкование данной нормы закона, по мнению суда, привело бы к ущемлению прав и законных интересов бывших работников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Бойкиной Т.Б. выслуга лет для назначения пенсии при увольнении из органов налоговой службы была ей подсчитана неверно, не по нормам установленным данным Положением. Согласно ч. 3 ст. 50 Положения сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии
сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Как указано выше, в силустатьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ,пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, следовательно, ГУ МВД России по Самарской области было не лишено возможности осуществить расчет выслуги лет Бойкиной Т.Б. с учетом правовых гарантий, установленных Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и по нормам данного Положения.
Довод ответчика о том, что Бойкина Т.Б. на момент увольнения из органов налоговой полиции не была лишена возможности обжаловать приказ N .... от .... г., по которому ей неверно была определена выслуга лет, а следовательно, подписав данный приказ Бойкина Т.Б. фактически согласилась с подсчитанной ей выслугой лет, суд также не может принять во внимание.
Право на получение пенсии у Бойкиной Т.Б. возникло только в настоящее время и в настоящее время Бойкиной Т.Б. в окончательной виде исчислена выслуга лет для назначения пенсии, которая, по мнению истца, ей рассчитана неверно, что нарушает ее права. В связи с чем ответчик не лишен возможности включить в выслугу лет для назначении пенсии предыдущие периоды ее работы по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, осуществив тем самым восстановление прав и законных интересов истца.
Истцом также заявлено требование о признании незаконными п.16 приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области от .... г. N .... л/с и п. 1.31 приказа Федеральной службы налоговой полиции РФ N .... от .... г. в части назначенной выслуги лет Бойкиной Т.В.
Суд считает, что данное требование истца удовлетворению не подлежит, поскольку признание данных приказов незаконными не повлечет восстановление либо защиту нарушенных прав Бойкиной Т.В. Восстановление нарушенных прав истца возможно лишь путем обязания ГУ МВД России по Самарской области включить в выслугу лет Бойкиной Т.Б. определенных периодов работы, что уже судом сделано для восстановления прав Бойкиной Т.Б.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика в ее пользу расходов на оплату услуг представителя в размере ...., а также уплаченной госпошлины в размере .... руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи, с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере .... руб.
В соответствии со ст. 100 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Расходы в сумме .... рублей, истцом подтверждены соглашением N .... об оказании юридической помощи от .... г. и квитанцией N .... от .... г., учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела и количество судебных заседаний, проведенных в присутствии представителя истца, суд считает разумным определить к взысканию сумму в размере .... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований Бойкиной Т.Б. удовлетворить частично.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области включить в выслугу лет Бойкиной Т.Б. для назначения пенсии следующие периоды ее работы:
в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин:
на должностях по бухгалтерским специальностям:
в выслугу лет для назначения пенсии Бойкиной Т.Б. засчитать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца период ее военной службы с .... г. по .... г.
Взыскать с ГУ МВД России в пользу Бойкиной Т.Б. расходы на оплату услуг представителя в размере .... рублей, а также уплаченную госпошлину в размере .... руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Бойкиной Т.Б. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированном виде.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2011г.
Судья (подпись) Е.О.Родивилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.