Решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 июня 2012 г.
(Извлечение)
Промышленный районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело N по иску Мамуткина И.В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование иска указал, что он проживает в жилом помещении жилой площадью - 19,5 кв.м, общей площадью 19,50 кв.м, расположенном по адресу: "адрес" в которое вселился ДД.ММ.ГГГГ "адрес" был построен государственным предприятием РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" с постановкой на собственный баланс. На основании Постановления Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" был передан в муниципальную собственность г.Самара и находится на балансе МП ЭСО г.Самара. Истец неоднократно обращался в ДУИ г.о. Самара об исключении жилого помещения в общежитии из состава муниципального специализированного жилищного фонда. ДУИ г.о. Самара считает нецелесообразным исключение из состава муниципального специализированного жилищного фонда комнат в общежитии. Истец полагает, что он имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения.
На основании изложенного, просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N, жилой площадью 19,50 кв.м, общей площадью 19,50 кв.м., расположенное по адресу "адрес", пе "адрес".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рыбянец Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары по доверенности, Воронина Е.А. в судебном заседании иск не признала, поскольку спорное жилое помещение расположено в общежитии, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц ФФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Самарский филиал, Управления Росреестра по Самарской области, МП ЭСО г.Самара в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, дело рассмотреть в их отсутствие не просили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии государства в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу вышеуказанного Закона, право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в РФ", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Судом установлено, что истец Мамуткин И.В. с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем комнаты N жилой площадью 19,50 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
На имя Мамуткина И.В. открыт лицевой счет N для оплаты жилищно-коммунальных услуг на указанное жилое помещение в МП ЭСО ЖЭУ 07.
Нанимателем добросовестно исполняются обязанности нанимателя, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма; комната используется строго в соответствии с её назначением, своевременно вносится оплата за жилье и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что ранее дом относился к государственному ведомственному жилому фонду (завода ЦСКБ-Прогресс) и использовался в качестве общежития.
В соответствии с приказом Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче муниципального имущества, находящегося на балансе ФГУП "ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", указанное здание общежития передано на эксплуатацию и содержание МП ЭСО.
В настоящее время истец решил приватизировать занимаемую им комнату, обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об исключении занимаемого ими жилого помещения из состава специализированного фонда.
ДУИ г.о.Самара истцу было отказано в исключении из состава муниципального специализированного жилищного фонда спорного жилого помещения и в приватизации вышеуказанного жилого помещения, поскольку объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес" относится к специализированному жилищному фонду, использовался и используется в качестве общежития, жилые помещения, находящиеся в общежитиях приватизации не подлежат.
Суд считает данный отказ необоснованным, поскольку установлено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", ранее относился к государственному ведомственному жилому фонду (ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс") и использовался в качестве общежития. Согласно постановлению Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" по Костромскому переулку в г. Самаре был передан в муниципальную собственность г. Самара.
Право собственности на спорную комнату зарегистрировано за Муниципальным образованием г.о.Самара, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N(свидетельство о государственной регистрации права серии "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ).
Спорная комната поставлена на кадастровый учёт, что подтверждается кадастровым паспортом на жилое помещение (л.д.14).
Согласно ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Между тем с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ введен в действие новый Жилищный Кодекс РФ. Статья 4 Закона РФ "О введении в действие ЖК РФ" от ДД.ММ.ГГГГ гласит, что впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Закону РФ "О введении в действие ЖК РФ".
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами или должностными лицами указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-места", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.).
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, жилые помещения в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.
При этом, в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-О обращается внимание на то, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определенного круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Таким образом, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" указано, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве их на приватизацию, в том числе на введение общего правила, запрещающего их приватизацию. Такой запрет, по мнению Конституционного Суда РФ, фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед Законом, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Следовательно, изменения законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ N объект недвижимости - комната, расположенный по адресу: "адрес" является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером N на основании постановления Губернатора Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ
Уставом городского округа Самара, в ред. до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Судом установлено, что с момента передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность Департамент управления имуществом г.о. Самара самостоятельно статус специализированного жилищного фонда спорной комнате не присваивал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение комната N, куда был вселен истец, утратило статус специализированного жилого помещения с момента передачи вышеуказанного жилого помещения в муниципальную собственность, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и может быть приватизировано на общих основаниях. Федеральным законом установлен общий правовой режим использования спорного жилого помещения, а именно - жилое помещение социального использования, что обуславливает возможность его приватизации.
Из материалов дела следует, что фактически истец пользовался и пользуется изолированной комнатой N в "адрес" с 1988 г., с момента вселения и по настоящее время, оплачивает всю занимаемую жилую площадь указанной комнаты.
Таким образом, судом установлено, что жилое помещение - комната N расположенная по адресу: "адрес" является муниципальной собственностью и состоит в реестре муниципального имущества, статус общежития не установлен.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение используется в качестве общежития ничем не подтверждены, многие комнаты уже переданы в собственность граждан, что не отрицалось сторонами, в связи с чем суд приходит к выводу, что в силу ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к нему необходимо применять режим, установленный для жилых помещений представленных по договорам социального найма.
Спорное жилое помещение зарегистрировано в Самарском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ". На спорное жилое помещение комнату N, расположенную по "адрес", выдан технический паспорт, согласно которому общая площадь комнаты составляет - 19,5 кв.м, жилая - 19,5 кв.м.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам предоставлена возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Согласно сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Мамуткин И.В. право на приватизацию на территории г.Самара и Волжского района не использовал, до ДД.ММ.ГГГГ строений и жилья на территории г.Самара и Волжского района не имеет.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав Мамуткина И.В. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о.Самара и Волжского района Самарской области.
Таким образом, судом установлено, что истец занимает жилое помещение в доме муниципального жилищного фонда, до возникновения настоящего спора своим правом на приватизацию жилого помещения он не воспользовался, законом ему предоставлено право на приватизацию жилья. Права истца на занимаемое жилое помещение не оспариваются, и приобрел он его, будучи вселенным в него в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Учитывая, вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мамуткина И.В. удовлетворить.
Признать за Мамуткиным И.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N общей площадью 19,5 кв.м, жилой площадью - 19,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Колояров И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.