Решение Промышленного районного суда г. Самары от 04 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело N по заявлению Каган С.Л. об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Каган С.Л. обратился в суд с вышеуказанным заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области. В поддержание своих требований указал, что дата заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", бесплатно в собственность, для целей, не связанных со строительством (под садоводство).
дата Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение отказать заявителю в представлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Как указано в решении Министерства имущественных отношений Самарской области, в соответствии со статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.1005 г. N 94 - ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. И поскольку действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены, предоставление земельного участка не представляется возможным.
Заявитель полагает, что данное решение Министерства имущественных отношений Самарской области незаконное, нарушает его право на приватизацию.
В настоящее время фактически имеет место частичное отсутствие Правил застройки и землепользования в городе Самаре в части неопределения (отсутствия) градостроительных регламентов для территориальной зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, Земельным Кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Обжалуемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области не соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному Кодексу Российской Федерации, Закону Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" и нарушает предоставленное законом право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании изложенного заявитель просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженный в письме от дата N/нс, в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 760,00 кв.м., и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 дней направить в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения данного земельного участка.
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения.
Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.. Самара в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством подают заявления по форме, указанной в Приложении N1 к Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.4. Порядка при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления (абзац 4 пункта 2.4. Порядка).
Согласно части 4 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 года N 2340 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара определен уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.1005 г. N 94 - ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе земель населенных пунктов могут использоваться только в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки.
Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 настоящие Правила, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, вводят в городе Самаре систему регулирования застройки и землепользования, которая основана на правовом зонировании - делении всей территории в границах городской черты на зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон.
Из материалов дела следует, что дата заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по "адрес", бесплатно в собственность, для целей, не связанных со строительством (под садоводство).
дата Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение отказать заявителю в представлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от дата N, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории заявителя не определены.
Согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.09.2011 N Д05-01-01/716-2-1, в действующих Правилах застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории земельного участка заявителя не определены.
При наличии указанных обстоятельств Министерство имущественных отношений по Самарской области пришло к обоснованному выводу о том, что предоставление земельного участка в собственность в пределах рассматриваемой территории в соответствии со статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" заявителю не представляется возможным, поскольку назначение земельного участка (его разрешенное использование) должно отвечать заявленной цели использования.
В соответствии с ч. 4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом не усматривается, что действиями Министерством имущественных отношений по Самарской области были нарушены права либо свободы заявителя, а заявителем таких доказательств суду представлено не было.
При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования Кагана С.Л. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Кагана С.л. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2012 г.
Председательствующий: Колояров И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.