Решение Промышленного районного суда г. Самары от 14 марта 2012 г.
(Извлечение)
Промышленный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.
при секретаре Стрельниковой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Шук В.Г., Шук Л.И. к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, указывая, что они зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес" 2001 года. Данное жилое помещение было предоставлено в 2001 году Шук В.Г. на основании ордера, выданного ФГУ "Самарская КЭЧ района" (позже - ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района"). В 2011 году истцы обратились в ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче "адрес" по адресу: "адрес" собственность в порядке приватизации. Однако, ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказало в передаче квартиры N в собственность в порядке приватизации. Согласно выписки из реестра от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара.
В связи с этим, истцы просят суд признать за ними право общей совместной собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес" общей площадью - 52,10 кв.м., жилой площадью - 31,00 кв.м., площадью с учетом прочей - 53,20 кв.м.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Карташов П.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения, просил иск удовлетворить.
Представители ответчиков ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст. 40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В соответствии со ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N от ДД.ММ.ГГГГ граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ"" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
В пункте 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и ст.1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Из материалов дела следует, что жилой "адрес" по Седьмой просеке "адрес", где расположена спорная "адрес", построен за счет средств Министерства Обороны РФ и принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации г.Самары N "Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии".
В соответствии с Постановлением Администрации Промышленного района г.Самары N от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" является домом гостиного типа для малосемейных. На основании Распоряжения главы Администрации Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ N раздел Х вышеуказанного постановления отменен.
В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР (действовавшего на тот период) жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не представлено суду допустимых доказательств того, что спорному жилому помещению был присвоен статус служебного и жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного в установленном законом порядке.
Истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении - двухкомнатной "адрес" "адрес" "адрес" с февраля 2001 года, что подтверждается справкой с места жительства, копиями паспортов.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что "адрес" "адрес" "адрес" не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара, что подтверждается Выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о.Самара N от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, не относится к специализированному жилищному фонду, а истцы занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы право на приватизацию на территории г.Самары и Волжского района не использовали, что подтверждается справками ФФГУП "Ростехинвентаризация".
Согласно техническому паспорту общая площадь жилого помещения - квартиры N по адресу: "адрес" "адрес" "адрес" составляет 52,10 кв.м., жилая площадь - 31,00 кв.м., площадью с учетом прочей - 53,20 кв.м.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение не является служебным, истцам предоставлено право на его приватизацию, которое ранее ими не использовано, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шук В.Г., Шук Л.И. - удовлетворить.
Признать за Шук В.Г., Шук Л.И. право общей совместной собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес" общей площадью 52,10 кв.м., жилой площадью - 31,00 кв.м., площадью с учетом прочей - 53,20 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца.
Председательствующий: подпись Л.А. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.