Решение Промышленного районного суда г. Самары от 04 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.,
при секретаре Кожуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Качайкина О.И., Качайкиной Т.Е., Качайкина М.О., Качайкина А.О., Качайкиной А.О. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма к ответчику.
В обоснование исковых требований, ссылаясь в исковом заявлении, на следующие обстоятельства.
Качайкину О.И., как военнослужащему, и членам его семьи была распределена двухкомнатная "адрес" по адресу: "адрес" на состав семьи 5 человек. "адрес" РФ, но в 2006 году был передан в муниципальную собственность г.о. Самара.
По утверждению Качайкина О.И. квартиру он получил на законных основаниях, т.к. являлся нуждающимся в предоставлении жилья и состоял в списках очередников.
Квартира была ему предоставлена на основании списков распределения жилья, решения жилищной комиссии.
Данную квартиру ранее занимал военнослужащий, который выехал по новому месту проживания. В квартиру истцы перевезли свои вещи, часть имущества, оплатили задолженность по коммунальным платежам.
Ответчик отказывает истцам в заключение договора социального найма, ссылаясь, что спорная квартира относится к муниципальному жилищному фонду.
Считая отказ ответчика незаконным, истцы просят суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", обязать заключить договор социального найма на данное жилое помещение.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Истица Качайкина Т.Е. в суд представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель Качайкина О.Н. - Таскаев А.В., полномочия подтверждены доверенностью, удостоверенной нотариусом г. Самара Платовой О.И ДД.ММ.ГГГГ, реестр 1Д-16, иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, объяснения дал согласно содержанию искового заявления.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Воронина Е.А., полномочия подтверждены доверенностью N от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, просила в иске отказать, объяснения дала согласно письменному отзыву, приобщенному к материалам дела.
Третье лицо ФГУ "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" о времени и месте судебного заседания извещено, просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Представитель ОУФМС России по Промышленному району г. Самары в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие обстоятельства.
Спорным жилым помещением является двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г, Самара, "адрес".
Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, "адрес", расположенный по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за N на основании распоряжения Правительства Российской Федерации N-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95).
Решением жилищной комиссии тыловых частей и учреждений Самарского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ подполковнику запаса Качайкину О.И. на состав семьи 5 человек распределена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес" исключением из списков очередников на получение жилья с получением договора социального найма.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии тыловых частей и учреждений Самарского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, подполковник запаса Качайкин О.Н. уволен из Вооруженных Сил РФ, его выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 го "адрес" месяца. С ДД.ММ.ГГГГ Качайкин О.Н. состоит в списке военнослужащих нуждающихся в получение жилья, в общем списке за N.
Жилое помещение выделено истцу из фонда повторного заселения за выездом семьи военнослужащего Козлова Н.А. (л.д.65).
В спорном жилом помещении в настоящее время проживают истцы.
Как видно из материалов дела, Качайкин О.И. обращался в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес" на основании решения жилищной комиссии тыловых частей и учреждений Самарского гарнизона.
Департамент управления имуществом городского округа Самара отказал в заключение договора социального найма, указав, что в соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Органом местного самоуправления решения о предоставлении. указанного жилого помещения Качайкину О.И не принималось.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р в муниципальную собственность г. Самары переданы находящиеся в федеральной собственности объекты Самарской области Самарской КЭЧ района, расположенные в "адрес" (л.д.62).
Согласно акту приема приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ объекты жилищного фонда переданы в муниципальную собственность г. Самары.
В определении Конституционного суда Российской Федерации N-О от ДД.ММ.ГГГГ указано, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ).
Кроме того, в Бюллетене Верховного Суда РФ N от ноября 2007 года указано, что жилищный фонд Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменены положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющих право на повторное заселение.
При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом в другое место жительства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Качайкиных о признании за ними права пользования спорным жилым помещением, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 47 Устава городского округа Самара полномочия по распоряжению жилищным фондом г.о. Самара, в том числе и по заключению договоров социального найма, возложены на Департамент управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем, на Департамент управления имуществом г.о. Самара, следует возложить обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес" с Качайкиным О.И..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Качайкина О.И., Качайкиной Т.Е., Качайкина М.О., Качайкина А.О., Качайкиной А.О. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара - удовлетворить.
Признать за Качайкиным О.И., Качайкиной Т.Е., Качайкиным М.О., Качайкиным А.О., Качайкиной А.О. право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: "адрес", заключить с ними договор социального найма на спорное жилое помещение.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2012 года.
Председательствующий Л.А.Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.