Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 16 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Сергиевский районный суд "адрес" в составе председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,
при секретаре Дериенко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению прокурора "адрес" о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - прокурор "адрес" обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта, в котором указал, что решением собрания представителей муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района "адрес" (далее - Порядок), который является нормативным правовым актом, опубликован в газете "данные изъяты", вступил в силу с момента опубликования.
Заявитель считает, что в нарушение ст. 34 Земельного кодекса РФ раздел 2 Порядка в общей сложности устанавливает больший срок для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По мнению заявителя в нарушение положений Земельного кодекса РФ и Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" в Порядок включен раздел N 3, возлагающий на заявителя необоснованные требования о предоставлении вместе с заявлением ситуационного плана размещения торгового павильона.
Возможность отказа в предоставлении земельного участка под размещение торгового павильона, в случае заключения отдела торговли и экономического развития администрации муниципального района Сергиевский о нецелесообразности размещения торгового павильона, является нарушением п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данная норма содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. N 96.
Заявитель просит суд: признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования пункты 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, Раздел 3, пункт 5 приложения N 1 Порядка, обязать главу муниципального района Сергиевский опубликовать решение после вступления его в законную силу в газете "данные изъяты".
В судебном заседании помощник прокурора "адрес" Чалбышев А.В. заявленные требования поддержал и подтвердил доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Собрания представителей муниципального района "адрес" Жирнова Н.Е. возражала против удовлетворения заявления, сославшись на отсутствие нарушений закона при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Представитель администрации муниципального района "адрес" Сидельников А.А. возражал против удовлетворения заявления, подтвердил доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указано следующее: с учетом особенностей организации работы в структурных подразделениях администрации муниципального района Сергиевский в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района Сергиевский (далее - Порядок), расписаны сроки, составляющие 2 этапа проведения мероприятий по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. При этом названные этапы протекают одновременно. Пункты 2.3. и 2.5. Порядка составляют 1-й этап, пункты 2.7. и 2.8. Порядка составляют 2-й этап.
В рамках исполнения требований ст. 34 Земельного кодекса РФ п.2.7. Порядка и устанавливает необходимость заблаговременно публиковать сведения о предоставлении земельного участка. В связи с вышесказанным, срок, указанный в п. 2.8. Порядка, установлен для заявлений (при их наличии), которые поступили (могут поступить) в отношении конкретного земельного участка, сведения о котором опубликованы в газете "данные изъяты", и протекает данный срок одновременно со сроком рассмотрения первоначального заявления лица о предоставлении земельного участка. Данный срок составляет 14 дней.
Изготовление Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п.2.5. Порядка) производится одновременно с течением срока приема заявлений на основании опубликованной информации (п.2.8. Порядка).
При этом Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в любом случае изготавливается в течение 30 дней с момента направления заявления и направляется:
заявителю, если дополнительных заявлений не поступило;
органу местного самоуправления для формирования земельного участка за счет бюджета и выставлении его на торги, если поступило 2 и более заявления.
Администрация муниципального района также считает, что Раздел 3 не ущемляет прав и законных интересов граждан, испрашивающих земельные участки для размещения торговых павильонов. Он лишь регламентирует особенности предоставления таких земельных участков. В данном случае определяется дополнительное структурное подразделение администрации муниципального района Сергиевский - отдел торговли и экономического развития, ответственное за размещение торговых павильонов на территории района.
В данном случае возможно рассмотрение положений специального законодательства в сфере осуществления торговой деятельности, в частности, п. 1 ст. 5 закона Самарской области от 05.07.2010 г. N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Касательно признания п. 5 Приложения N 1 к Порядку незаконным сообщаем, что эскиз торгового павильона необходим для разработки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Торговый павильон также не является объектом капитального строительства, однако от его конфигурации и площади зависит площадь формируемого земельного участка.
Кроме того, наличие эскиза торгового павильона позволит его оценить на соответствие требованиям законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
Свидетель ФИО5 показала, что нарушений норм Земельного кодекса РФ при применении Порядка нет, в ходе его применения рассмотрено 1 обращение гражданина, схема расположения земельного участка на кадастровом плане выдано в установленный балы выдана гражданину в установленный законом 30-дневный срок.
Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 2-6 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из материалов дела следует, что решением собрания представителей муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района Сергиевский (далее - Порядок), который является нормативным правовым актом, опубликован в газете "данные изъяты", вступил в силу с момента опубликования.
Оспариваемый Порядок содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитан на многократное применение, поэтому является нормативным правовым актом.
Решение собрания представителей муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N опубликовано в газете "данные изъяты" и вступило в действие с момента опубликования.
Отношения, возникающие в связи с предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, регулируются нормами Земельного кодекса РФ, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования - 29.10.2001 г.
Совокупность доказательств, исследованных в судебном заседании, позволяет суду сделать достоверный вывод, что глава 3 Порядка "Особенности предоставления земельных участков для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (торговых павильонов)", п. 5 приложения N 1 к Порядку противоречат ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, поскольку фактически допускают отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на основании заключения о нецелесообразности размещения торгового павильона. При этом действующим законодательством о земле не предусмотрено специальных норм и исключений из общего порядка при предоставлении земельных участков для размещения торговых павильонов.
Кроме того, глава 3 Порядка и п.5 приложения N 1 к Порядку вопреки требованиям ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 24.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" содержат такие коррупциогенные факторы, предусмотренные п. а ч.3 и п. ч.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. N 96: 1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения в виде заключения о целесообразности размещения торгового павильона; 2) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям в виде согласования ситуационного плана, предоставления эскиза торгового павильона и плана с указанием площадей торговых и иных помещений.
Так, согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
На основании ч.1 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 г. N 67-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Доводы администрации муниципального района "адрес" о применении положений специального законодательства не принимаются судом во внимание, поскольку ч.1 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 г. N 67-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" регулирует размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, к которым торговые павильоны не относятся. В ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрены ограничения лишь при приобретении или аренде торговых объектов, а не земельных участков.
При таких обстоятельствах требования заявителя в части признания противоречащими закону и недействующими Раздела 3, пункт 5 приложения N 1 Порядка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что часть оспариваемого нормативного правового акта противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия, а не с момента опубликования, поскольку часть его вошла в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в момент принятия.
Также судом установлено, что глава 2 Порядка противоречит ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку не содержит положений о том, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Однако отдельные пункты главы 2 Положения с 2.7 по 2.11 сами по себе и в совокупности не противоречат указанной норме закона, поскольку в них полностью данный срок не устанавливается, законом не запрещена выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по истечении определенного времени со дня публикации информации о предоставлении земельного участка. Признание лишь пунктов 2.7-2.11 Положения недействующими не повлечет устранение отмеченного нарушения закона, так как на момент публикации информации о предоставлении земельного участка в газете на основании п.2.7 Порядка месячный срок со дня поступления заявления будет фактически нарушен ввиду того, что информация может быть направлена комитетом управления муниципальным имуществом в газету не ранее 28 дня со дня поступления заявления гражданина.
Доводы заявителя о том, что в п.п. 2.3-2.9 Порядка определено, что структурные подразделения администрации муниципального района "адрес" предоставляют заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в срок превышающей один месяц не принимаются судом во внимание по вышеизложенным основаниям, поскольку заявителем требований о признании главы 2 Положения недействующей не заявлялись, тем самым выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В связи с чем, заявленные требования прокурора в части признания противоречащими закону и недействующими с момента опубликования пунктов 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11 Порядка не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание для опубликования без возложения соответствующей обязанности на главу муниципального района "адрес".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора "адрес" о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, - удовлетворить частично.
Признать раздел 3 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района "адрес", утвержденного решением Собрания представителей муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, п. 5 приложения N 1 к Порядку предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района "адрес", утвержденному решением Собрания представителей муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение суда после вступления его в законную силу направить для опубликования в газету "данные изъяты".
В остальной части предъявленного заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в "адрес" областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд "адрес".
Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 21 февраля 2012 года.
Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.