Решение Советского районного суда г. Самары от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 мая 2012 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Саловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
по исковому заявлению Кубасова Е.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кубасов Е.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. С решением пенсионного фонда не согласен.
В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования поддержали. Просила признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с 12.11.1979 г. по 01.12.1981 г., с 01.01.1992 г. по 31.08.1996 г., с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 30.09.2011 г.г. и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, т.е. с 30.09.2011 г.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара по доверенности Мишанина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ N173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" требуется специальный стаж не менее 25 лет.
Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
ГУ - УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара отказано ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы.
Согласно решению N от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитаны периоды:
- с 12.11.1979 г. по 01.12.1981 г. - период прохождения службы по призыву в Советской Армии;
- с 01.01.1992 г. по 31.08.1996 г. - преподаватель "данные изъяты", т.к. согласно лицевым счетам отражена должность педагог;
- с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 30.09.2011 г. в должности преподавателя в "данные изъяты", поскольку не выполняется первое условие п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, а именно наличие у застрахованного лица на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 мес.
Суд считает данный отказ необоснованным.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Кубасова Е.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Кубасова Е.П. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
При таких обстоятельствах период службы истца в рядах СА должен быть включен в его специальный стаж педагогической деятельности в двойном размере.
Период работы с 01.01.1992 г. по 31.08.1996 г. в должности преподавателя "данные изъяты" не включен в спецстаж истца, поскольку согласно лицевым счетам отражена должность педагог.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Действительно при приеме на работу в трудовую книжку истца первоначально внесена запись о приеме на работу в должности педагога. Однако, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ ДМШ "данные изъяты" внесены изменения в запись о приеме на работу, указано верное наименование должности Кубасова Е.П. - преподаватель.
Согласно уточняющей справке "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ Кубасов Е.П. с 03.02.1992 г. по настоящее время работал в должности преподавателя "данные изъяты", занимал штатную должность, с 01.09.2000 г. педагогическая нагрузка составляла свыше 1 ставки. Таким образом, работодатель, выдав уточняющую справку установленного образца, подтверждает льготный характер работы истца в спорный период.
По мнению суда, ошибочное указание в лицевых счетах наименование должности истца "педагог" вместо правильного "преподаватель" не может служить ограничением его прав в области пенсионного обеспечения, гарантированные ему Конституцией РФ.
С учетом незаконно исключенных периодов из специального стажа Кубасова Е.П. на 01.01.2001 г. у истца имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью 16 лет 8 мес., т.е. требования п.12 Правил исчисления периодов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, выполнены. Таким образом, периоды работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 30.09.2011 г. в должности преподавателя в "данные изъяты" также подлежат включению в спецстаж.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.
Судом установлено, что на момент обращения - 30.09.2011 г. Кубасова Е.П. в пенсионный орган, у истца имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кубасову Е.П. с момента его обращения в пенсионный орган, т.е. с 30.09.2011 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кубасова Е.П. удовлетворить.
Признать за Кубасовым Е.П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды: с 01.01.1992 г. по 31.08.1996 г., с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 30.09.2011 г., в двойном размере период с 12.11.1979 г. по 01.12.1981 г.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара назначить Кубасову Е.П. досрочно трудовую пенсию по старости с 30.09.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В.Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.