Решение Советского районного суда г. Самары от 16 января 2012 г.
(Извлечение)
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Е.Р. Печниковой
при секретаре Л.С. Степанян
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению Косарева А.А. об обжаловании решения, которым нарушены права и свободы гражданина,
УСТАНОВИЛ:
Косарев А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в бесплатном предоставлении заявителю земельного участка под личное подсобное хозяйство по адресу: "адрес" "адрес", "адрес". Также просил обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области (далее по тексту Комитет) утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка и предоставить его заявителю в собственность бесплатно. При этом ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю было отказано в предоставлении земельного участка. Считает отказ незаконным и нарушающим право заявителя на бесплатное предоставление земельного участка, установленное Законом Самарской области "О земле".
Заявитель Косарев А.А., представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. От представителя заинтересованного лица поступил отзыв, в котором он возражает против удовлетворения заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
ДД.ММ.ГГГГ Косарев А.А. в лице представителя обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно на основании ч.2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" земельного участка площадью "данные изъяты".м. под личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: "адрес". В соответствии с ответом Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что заявитель не относится к той категории граждан, которым земельный участок может быть предоставлен бесплатно, а также по тем основаниям, что не соблюдены требования ст. 34 ЗК РФ, так как отсутствует публикация информационного сообщения о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу, и заявитель не является жителем сельского поселения, так как зарегистрирован по месту жительства в г. Самаре.
Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими граждан на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса РФ, или пунктом 9.1 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из материалов дела, заявитель не относится к категории граждан постоянно зарегистрированных в сельском поселении, на территории которого находится спорный участок.
Согласно ч.4 ст.3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Положениями ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ N-СП (в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ N-СП) утверждено Положение о процедуре и критериях предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Красноярский, для целей не связанных со строительством.
Согласно п.1.6 Положения, предоставление таких участков осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Самарской области, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков.
Согласно п.3.2 Положения заявления граждан о предоставлении земельного участка подаются в связи с публикацией информационного сообщения. Подготовку и публикацию такой информации осуществляет администрация муниципального района Красноярский в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью (п.2.1). Информационное сообщение публикуется в случае наличия свободных от прав третьих лиц земельных участков (п.2.4). Заявитель обратился в Комитет не в связи с информацией о наличии свободных участков.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Косарева А.А. об обжаловании решения, которым нарушены права и свободы гражданина, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья подпись
Копия верна. Судья Е.Р. Печникова
Секретарь Л.С. Степанян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.