Решение Советского районного суда г. Самары от 26 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Советского районного суда г. Самары Е.Р. Печникова
при секретаре Л.С. Степанян
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N по жалобе Третьякова В.Г. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление Третьякова В.Г., обжаловавшего в порядке ст.ст. 254-255 ГПК РФ постановление о назначении административного наказания.
Определением судьи Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Третьякову В.Г. было отказано в принятии заявления по тем основаниям, что заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное определение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материалы дела направлены в суд для решения вопроса о принятии жалобы для рассмотрения и разрешения в порядке административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя прокурора Советского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора микрофинансовой организации ООО "Успешный Бизнес" Третьякова В.Г.
Постановлением заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (далее по тексту ФСФР России) от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО "Успешный Бизнес" Третьяков В.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты".
Третьяков В.Г., как должностное лицо, признан виновным в том, что, имея возможность назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, а также утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) дохода, полученного преступным путем, и финансированию терроризма, а также провести обучение сотрудников в формах вводного, дополнительного, целевого инструктажа, вышеуказанные обязанности не исполнил. Неисполнение генеральным директором общества В.Г. Третьяковым вышеуказанных обязанностей продолжается в течение всего периода деятельности общества, следовательно, правонарушение является длящимся. Вина генерального директора общества выразилась в нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов), полученных преступных путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В своей жалобе Третьяков В.Г. просит отменить постановление по следующим основаниям: прокурору не предоставлено право на возбуждение дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ; Третьяков В.Г. был лишен права участвовать при рассмотрении дела, так как его ходатайство о передаче дела для рассмотрения по месту нахождения регионального отделения ФСФР было отклонено не в день его поступления, а при рассмотрении самого дела; в обществе в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программы осуществления внутреннего контроля, назначено ответственное лицо за соблюдением Правил; инструктаж проводить было не с кем, так как общество имеет помимо генерального директора только одного сотрудника - ФИО4, которая и является лицом, ответственным за соблюдение Правил; по настоящее время общество не ведет деятельность как микрофинансовая организация, не выдает займы, не получает от граждан и иных лиц денежные средства и иное имущество.
Третьяков В.Г. и его представитель в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Прокурор Советского района г. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам в судебное заседание не явился. От него поступил отзыв, в котором он просит в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав Третьякова В.Г., его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом доказыванию подлежит как сам факт совершения правонарушения, так и вина лица, привлекаемого к административной ответственности. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Самары установлено, что ООО "Успешный Бизнес" является микрофинансовой организацией (зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций ДД.ММ.ГГГГ N).
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" микрофинансовые организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии с п.2 ст.7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся в группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма; б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме этого, указанным Постановлением определено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Согласно Положению о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденному Приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ N,: 1. Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом в указанный перечень включаются руководитель организации, заместитель руководителя организации (филиала), курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета, иные лица; 2. Обучение проводится в форме вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, а также целевого инструктажа. Организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения. Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно. Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.
В обществе соответствии с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программы осуществления внутреннего контроля; назначена ответственным лицом за соблюдение Правил ФИО4, имеющая высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция". ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные Правила направлены в Министерство финансов РФ и получены последним ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в региональное отделение ФСФР России в Юго-Восточному регионе, которое своим извещением от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что Правила необходимо направить по месту нахождения центрального аппарата ФСФР. Отсутствие согласования вышеуказанных Правил не вменяется Третьякову В.Г. в вину, поэтому суд исходит из факта наличия вышеуказанных Правил. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обязывалась, как ответственное лицо, ознакомить сотрудников общества с содержанием Правил и программами осуществления внутреннего контроля. При этом следует отметить, что общество не ведет деятельность, как микрофинансовая организация. Общество в штате имеет только одного сотрудника кроме генерального директора - ФИО4, что исключает проведение вводного и дополнительного инструктажа в соответствии с требованиями Приложения N к Правилам. Выводы об отсутствии в обществе специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, не проведения обществом обучения сотрудников в формах вводного, дополнительного инструктажа подлежат исключению из постановления от ДД.ММ.ГГГГ Однако, учитывая вышеуказанные требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что вина Третьякова В.Г. установлена и доказана в части отсутствия в обществе утвержденного Третьяковым В.Г. перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, куда, как указано выше, включается, в том числе, и руководитель организации, а также в части не проведения обучения сотрудников в форме целевого инструктажа, который в соответствии с приложением N к Правилам проводится специализированными обучающими организациями. У Третьякова В.Г., как у генерального директора имелась возможность выполнить вышеуказанные обязанности, предусмотренные законодательством, однако они им не были исполнены. Действия Третьякова В.Г., как должностного лица, выразившиеся в нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, правильно квалифицированы по ч.1 ст. 15.27 КоАП ПФ. Учитывая, что объём обвинения уменьшился, суд считает необходимым изменить постановление в части назначенного наказания и назначить, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ наказание в виде предупреждения. При этом судом также учитывается, что общество зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленного в суд отчета общество по результатам календарного года не выдало ни одного займа. ДД.ММ.ГГГГ общество заявило об исключении из реестра микрофинансовых организаций, так как не собирается вести указанную деятельность. Доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что Третьяков В.Г., ранее как должностное лицо, привлекался к административной ответственности, не представлено.
Противоправное деяние, совершенное Третьяковым В.Г., не причинило вреда и не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, объектам культурного наследия и другим перечисленным в ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ объектам посягательства, не нанесло имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам.
При таких обстоятельствах предупреждение будет являться той мерой наказания, которая соразмерна виновным действиям Третьякова В.Г.
Часть 1 ст. 28.4 КоАП РФ устанавливает право прокурора при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.
Третьяков В.Г. был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в ФСФР, что подтверждается уведомлением о получении направленной в его адрес телеграммы соответствующего содержания. Действующего законодательство не исключает возможность рассмотрения административного дела вышестоящим органом.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8.,30.9 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Изменить постановление заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Успешный Бизнес" Третьякова В.Г. - назначить генеральному директору ООО "Успешный Бизнес" Третьякову В.Г. административное наказание в виде предупреждения. Предупредить его о недопустимости неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшего непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов), полученных преступных путем, или финансирования терроризма.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Самары.
Судья подпись
Копия верна. Судья Е.Р. Печникова
Секретарь Л.С. Степанян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.