Решение Советского районного суда г. Самары от 12 марта 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2012 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Саловой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
по исковому заявлению Чекменева М.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Чекменев М.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 15.11.2011 г. обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 ФЗ РФ N173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ". Ответчиком отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального 20-ти летнего стажа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Считает действия пенсионного органа неправомерными.
В судебном заседании истец Чекменев М.Н. исковые требования поддержал. Просил признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 28.03.1980 г. по 18.01.1981 г., с 20.02.1981 г. по 28.02.1988 г., с 06.03.1988 г. по 18.01.1990 г. и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный фонд, т.е. с 15.11.2011 г.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара по доверенности Мишанина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
Из материалов дела усматривается, что 15.11.2011 г. Чекменев М.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Из решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары N от 02.12.2011 г. следует, что в специальный стаж Чекменева М.Н. не включены периоды работы: с 28.03.1980 г. по 18.01.1981 г., с 20.02.1981 г. по 28.02.1988 г., с 06.03.1988 г. по 18.01.1990 г. в должностях инженера ОТК службы АТБ, начальника смены оперативного цеха, начальника смены цеха по обслуживанию вертолетов, старшего инженера вертолетного цеха АТБ, о.и. начальника вертолетного цеха в "данные изъяты" гражданской авиации, поскольку не представляется возможном установить непосредственную занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях гражданской авиации, и что Чекменев М.Н. не производил техническое обслуживание воздушных судов во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях.
Суд считает данный отказ необоснованным.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют инженеры всех наименований.
Из копии трудовой книжки истца усматривается, что 28.03.1980 г. Чекменев М.Н. зачислен в штат отряда инженером ОТК службы АТБ, 16.03.1981 г. переведен начальником смены оперативного цеха АТБ. 01.12.1982 г. переведен начальником смены цеха по обслуживанию вертолетов, 20.07.1987 г. переведен старшим инженером вертолетного цеха АТБ, 01.07.1988 г. переведен старшим инженерам первой категории вертолетного цеха АТБ. 14.06.1989 г. переведен на должность инженера первой категории вертолетного цеха, 18.01.1990 г. уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке архивного отдела Администрации Муниципального образования " "данные изъяты" от 21.02.2012 г. Чекменев М.Н. работал в "данные изъяты" гражданской авиации с 28.03.1980 г. - АТБ ОТК, инженером на основании приказа N от 01.04.1980 г., с 16.03.1981 г. там же, начальником смены оперативного цеха, приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - там же, начальником смены вертолетного цеха, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - там же, старшим инженером, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ там же, инженером, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - уволен на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" "данные изъяты" гражданской авиации функционировал на территории "данные изъяты"
Согласно ответу на запрос архивного отдела Администрации Муниципального образования " "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" гражданской авиации производственные документы на хранение в архив не передавал. Подтвердить наличие или отсутствие у "данные изъяты" наличие какого-либо оборудования и имущества, в том числе летно-испытательных станций не представляется возможным.
В судебном заседании истец пояснил, что в спорные периоды работал в "данные изъяты" гражданской авиации полный рабочий день в аэродромных условиях на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Работу выполнял только в аэродромных условиях, ЛИС (летно-испытательные станции) имеются только при авиационных заводах и научно-исследовательских институтах. В состав авиаотряда, где он работал, входят аэропорт, непосредственно сами воздушные суда и авиационно-техническая база, т.е. он работал полный рабочий день в аэродромных условиях.
Постановлением Правительства РФ N 537 от 18 июля 2002 года (п.п. "и" п. 1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то также при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение N 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года N 1-18-И; далее - Перечень), при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1989 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (N 22 1986 г., 2004 г.) "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования"; N 57 (1984 г.) "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов).
Согласно п. 11 "Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Ответчик отказался включить в льготный трудовой стаж указанный истцом период работы в связи с тем, что не представляется возможным установить непосредственную занятость в течение полного рабочего дня.
В п. 2 Методических рекомендаций по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2 (утв. зам. управляющего ГУ - ОПФР по "адрес" и "адрес" ДД.ММ.ГГГГ), указано, что при подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется.
В представленных документах сведений о переводе истца на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, о предоставлении административных отпусков (без сохранения содержания), сведений о полноте периодов занятости на работе с вредными условиями труда, совмещений профессий, прогулах, простоях предприятия, курсах повышения квалификации не значится.
При таких обстоятельствах, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в спецстаж периодов работы с 28.03.1980 г. по 18.01.1981 г., с 20.02.1981 г. по 28.02.1988 г., с 06.03.1988 г. по 18.01.1990 г. в должностях инженера ОТК службы АТБ, начальника смены оперативного цеха, начальника смены цеха по обслуживанию вертолетов, старшего инженера вертолетного цеха АТБ, о.и. начальника вертолетного цеха в "данные изъяты" гражданской авиации.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.
Судом установлено, что на момент обращения - 15.11.2011 г. Чекменева М.Н. в пенсионный орган, у истца имелся трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Чекменеву М.Н. с момента его обращения в пенсионный орган, т.е. с 15.11.2011 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чекменева М.Н. удовлетворить.
Признать за Чекменевым М.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара включить в специальный стаж в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации периоды: с 28.03.1980 г. по 18.01.1981 г., с 20.02.1981 г. по 28.02.1988 г., с 06.03.1988 г. по 18.01.1990 г.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара назначить Чекменеву М.Н. досрочно трудовую пенсию по старости с 15.11.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В.Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.