Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Болоховой О.В.,
с участием помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Лебедевой О.В.,
при секретаре Вискуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-836/12 по заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области о признании Устава сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области в части противоречащим законодательству и недействующим, обязании внести изменения в Устав,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района обратился в суд с заявлением о признании Устава муниципального образования - с.п. Большая Рязань в части противоречащим действующему законодательству по тем основаниям, что Устав не приведен в соответствие с изменениями, внесенными Федеральными Законами: N 69 от 21.04.2011"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", N88 от 03.05.2011"О внесении изменений в ст.37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", N192 от 11.07.2011"О внесении в ФЗ "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты РФ", N 224 от 18.07.2011"О внесении изменений в статью 51 и 56 Градостроительного Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ", N242 от 18.07.2011"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", N243 от 18.07.2011"О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты", N 246 от 19.07.2011"Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", N 247 от 19.07.2011"О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", N38 от 20.03.2011"О внесении изменений в ст. 35 и 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ" и в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", N 329 от 21.11.2011"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", N263 от 21.07.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов", N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", N 411 от 06.12.2011 в Федеральный Закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".Указанные изменения, касающиеся важнейших вопросов организации местного самоуправления, не нашли отражения в Уставе муниципального образования сельского поселения, в связи с чем действующая его редакция не соответствует требованиям федерального законодательства. По фактам необходимости внесения изменений в Устав сельского поселения прокуратурой Ставропольского района Самарской области на протяжении 2011 г. неоднократно вносились протесты, которые остались без удовлетворения до настоящего времени. Просит признать Устав в части отдельных пунктов противоречащим действующему законодательству и обязать Собрание депутатом муниципального образования сельское поселение Большая Рязань привести Устав сельского поселения в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедева О.В. заявленные требования поддержала, просит признать Устав в части отдельных пунктов противоречащим закону и недействующим, обязать Собрание депутатом муниципального образования сельское поселение Большая Рязань привести Устав сельского поселения в соответствии с действующим законодательством.
Председатель собрания представителей сельского поселения Большая Рязань м.р. Ставропольский Самарской области, представитель администрации сельского поселения Большая Рязань в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Выслушав участвующих в деле лиц, проанализировав положения Устава сельского поселения на предмет его соответствия действующему законодательству, суд находит, что, действительно, отдельные положения Устава сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский противоречат действующему законодательству.
Так, из п.5 ст.7 Устава следует, что к вопросам местного значения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако данное положение противоречит п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 ст.7 Устава регламентировано, что к вопросам местного значения, в том числе, относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Однако данное положение противоречит п.15 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно п.21 ст.7 Устава к вопросам местного значения, в том числе, относится утверждение генеральных планов сельсовета, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельсовета документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах сельсовета для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Однако данное положение противоречит п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно п.31 ст.7 Устава к вопросам местного значения, в том числе, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Однако данное положение противоречит п.32 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля.
4) статья 7 Устава не соответствует Федеральному Закону N242 от 18.07.2011"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части указания следующих вопросов - "осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны";
5) статья 7 Устава не соответствует Федеральному Закону N 329 от 21.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" в части указания следующих вопросов - осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
6) пункт 17 ст.7 Устава не соответствует Федеральному закону N 246 от 19.07.2011"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7) статью 7 Устава не приведена в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным Законом N 247 от 19.07.2011"О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в части указания следующих вопросов - "предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности";
8) пункты 20, 22 статьи 7 Устава не приведены в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным Законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
9) В Уставе не предусмотрены изменения, внесенные Федеральным законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", касающиеся права органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий
10) В ст. 37 Устава не предусмотрены изменения, внесенные Федеральным Законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", касающиеся контракта с главой местной администрации.
11) статья 41 Устава не дополнена пунктом, введенным в действие Федеральным Законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в части дополнительных оснований прекращения полномочий главы поселения.
12) Устав поселения не дополнен статьей, предусматривающей порядок образования и действия контрольно-счетного органа, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным Законом N361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";
13) в Уставе не предусмотрены изменения, внесенные Федеральным Законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ст. 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
14) в Уставе не предусмотрены изменения, внесенные Федеральным Законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части порядка принятия решений представительным органом муниципального образования, издания постановлений и распоряжений главой муниципального образования.
15) в Уставе не предусмотрены изменения, внесенные Федеральным Законом N 361 от 30.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части порядка принятия Устава муниципального образования и внесения в него изменений.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Ставропольского района Самарской области в полном объеме, поскольку в судебном заседании добыто достаточно доказательств, подтверждающих несоответствие указанных выше положений Устава сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области действующему законодательству, что недопустимо.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Устав сельского поселения Большая Рязань в части (пункты 5, 17, 20, 21,22, 31 статьи 7) противоречащим федеральному закону и недействующим.
Обязать Собрание депутатом муниципального образования сельское поселение Большая Рязань привести Устав сельского поселения в соответствие с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья
Мотивированное решение составлено "23" апреля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.