Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 29 июня 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти С.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Nг. по иску Прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти в интересах Булатова А.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г.о.Тольятти в интересах Булатова А.А. обратился в суд с названным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Булатову А.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г.о.Тольятти С. исковые требования поддержала и пояснила, что Булатов А.А. является "данные изъяты". Заочным решением Автозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" Булатова А.А. - БО. "данные изъяты". Какого - либо жилья за Булатовым А.А. не закреплено, в связи с чем распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Булатов А.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Однако, Булатов А.А. до настоящего времени вне очереди жилым помещением не обеспечен.
Булатов А.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в силу прямого указания закона Булатову А.А. жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" в пределах, перечисленных из областного бюджета финансовых средств и материальных ресурсов.
Представитель третьего лица "данные изъяты" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело без его участия, в возражениях на исковое заявление указал, что обеспечение жилыми помещениями производится Мэрией г.о.Тольятти по мере поступления средств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что "данные изъяты" Булатова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является БО., "данные изъяты" - БА..
Заочным решением Автозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ БО. "данные изъяты".
Согласно справки отдела реализации опеки и попечительства на территории "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты".
Из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что БА. "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ Булатов А.А.с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: "адрес", собственником жилого помещения не является.
Из справки N усматривается, что Булатов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты".
Согласно свидетельств N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ Б в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания - "адрес".
Уведомлением Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и сообщениями МП г.о.Тольятти "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ, ГУП СО "Центр технической инвентаризации" Ставропольский филиал от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Булатов А.А. не имеет в собственности жилые помещения.
Из уведомления Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилое помещение по адресу: "адрес", отсутствует.
Согласно выписке из постановления заместителя мэра N-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении жилищных вопросов" с ДД.ММ.ГГГГ Булатов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек.
Представитель ответчика не оспаривает, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчика также не оспаривает право Булатова А.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности, соответствующей категории граждан, и за счет бюджета "адрес" путем предоставления субвенций.
Однако указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами "адрес", необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договора социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).
Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а также лиц из их числа определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории "адрес" отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия "адрес" в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
На основании ч.1 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории "адрес" отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории "адрес" наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес".
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес", министерство управления финансами "адрес" составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли "адрес".
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти отсутствуют финансовые средства и материальные ресурсы, в связи с чем Мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение Булатову А.А. по договору социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены материалами дела. Поскольку мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" для получения из областного бюджета субвенций, дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного "адрес" о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Булатову А.А. жилое помещение на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Булатову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.