Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 10 сентября 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 сентября 2012 года Центральный райсуд г. Тольятти в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Гурьевой К.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тольятти в интересах Гурьевой К.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании пом. прокурора г. Тольятти ФИО8 исковые требования уточнила, суду пояснила, что Гурьева К.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а сведения об отце в свидетельстве о рождении внесены со слов матери. Распоряжением заместителя главы администрации Центрального района г. Тольятти от 19.12.2001 года N 3036 была установлена опека над Гурьевой К.В., опекуном была назначена ее бабушка ФИО10 Гурьева К.В. проживала в квартире своего опекуна и обучалась в Челно-Вершинском районе Самарской области. В настоящее время Гурьева К.В. является совершеннолетней, в силу чего опека прекращена. Закрепленного жилья Гурьева К.В. не имеет, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N 7890-р/4 от 03.07.2012 года Гурьева К.В. принята на учет на предоставление жилой площади с составом семьи 1 человек. Гурьева К.В. с лета 2011 года обучается в ГОУ "данные изъяты" на очном отделении, проживает в общежитии по адресу г. Тольятти "адрес". В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Гурьева К.В. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Гурьевой К.В. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
Гурьева К.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти ФИО11 действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что Гурьева К.В. является сиротой и на основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 03.07.2012 года N 7890-р/4 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Таким образом, мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, в случае удовлетворении исковых требований Гурьевой К.В. будут ущемлены права на жилое помещение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее. Считает, что при вынесении решения суд должен учитывать наличие списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором Гурьева К.В. состоит с 27.06.2012 года. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ - к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: ? ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Гурьева "данные изъяты" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце указаны со слов матери, что подтверждается свидетельством о рождении Гурьевой К.В., справкой органов ЗАГС о рождении Гурьевой К.В., свидетельством о смерти ФИО9 и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений пом. прокурора явствует, что распоряжением заместителя главы администрации Центрального района г. Тольятти от 19.12.2001 года N 3036 была установлена опека над Гурьевой К.В., опекуном была назначена ее бабушка ФИО10 Гурьева К.В. проживала в квартире своего опекуна и обучалась в Челно-Вершинском районе Самарской области. В настоящее время Гурьева К.В. является совершеннолетней, в силу чего опека прекращена. Закрепленного жилья Гурьева К.В. не имеет, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N 7890-р/4 от 03.07.2012 года Гурьева К.В. принята на учет на предоставление жилой площади с составом семьи 1 человек. Гурьева К.В. с лета 2011 года обучается в ГОУ "данные изъяты" на очном отделении, проживает в общежитии по адресу г. Тольятти "адрес" В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Гурьева К.В. жильем не обеспечена.
Указанные объяснения подтверждаются:
Распоряжением главы Администрации Центрального района г. Тольятти от 19.12.2001 года N 3036 об установлении опеки над несовершеннолетней Гурьевой К.В., опекуном назначена ФИО10
Справкой отдела семьи, материнства и детства администрации Центрального района, из которой следует, что Гурьева К.В. закрепленного жилья не имеет;
Справками администрации сельского поселения Челно-Вершины Самарской области, из которых следует, что Гурьева К.В. в период с 04.01.2002 года по 06.07.2012 года была зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности опекуну ФИО10 по адресу Самарская область Челно-Вершинский район "адрес";
Аттестатом об общем образовании, из которого следует, что Гурьева К.В. в 2010 году окончила МОУ "данные изъяты";
Паспортными данными Гурьевой К.В.;
Справками ГБОУ "данные изъяты" из которых следует, что Гурьева К.В. с 01.09.2011 года по настоящее время обучается в данном учебном заведении по очной форме обучения;
Справкой ГБОУ "данные изъяты" и свидетельством о регистрации по месту пребывания, из которых следует, что Гурьева К.В. с 08.06.2012 года зарегистрирована и проживает в общежитии учебного заведения по адресу г. Тольятти "адрес", зарегистрирована на время обучения;
Заявлением Гурьевой К.В. о включении в список очередности на получение жилья как сироты;
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.07.2012 года N 7890-р/4 о принятии Гурьевой К.В. с 27.06.2012 года на учет на предоставление жилой площади на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с составом семьи 1 человек;
Справками МП "Инвентаризатор" г. Тольятти, из которых следует, что Гурьева К.В. в реестре собственником не значится;
Уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области, из которых следует, что Гурьева К.В. в реестре собственников не значится.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Гурьева К.В. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.
То есть, Гурьева К.В. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Гурьева К.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Гурьевой К.В. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Гурьевой К.В. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Гурьевой К.В. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Таким образом, Гурьева К.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Гурьеву К.В. жилой площадью в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, на состав семьи один человек.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Гурьевой "данные изъяты" вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.