Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 26 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судья Центрального районного суда г.о.Тольятти Самарской области Бегунова Т.И.,
С участием заявителя У.,
Представителя заявителя А.,
При секретаре Зародовой О.Ф.
рассмотрев жалобу У., ДД.ММ.ГГГГ, работающего "данные изъяты" проживающего в "адрес" на постановления и.о. командира роты ОБ ДПС ГИБДД У МВД России "данные изъяты" Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. командира роты ОБ ДПС ГИБДД У МВД России "данные изъяты" Р. от ДД.ММ.ГГГГ У. был подвергнут штрафу в размере "данные изъяты" рублей, за нарушение им п.7.4 Приложения К ОП ПДД РФ, п.8 (1) технического регламента, ст. 12.5 ч.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством на котором не работает (отсутствует) предусмотренный конструкцией транспортного средства тахограф.
У.обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ отсылает к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно пункту 7.4 указанного Перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, если не работает предусмотренный конструкцией тахограф. При этом в Перечне разграничены понятия отсутствие и неработоспособность. Отсутствие тахографа нельзя трактовать как его неработоспособность. Если тахограф не предусмотрен конструкцией, это не является неисправностью. На его автобусе тахограф не предусмотрен конструкцией. Статье 7 Закона РФ N 78-ФЗ от 14.06.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ..." в ст. 11.23 КоАП РФ внесены изменения, которые устанавливают ответственность за управлением транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров без тахографа в случае, если установка тахографа предусмотрена на транспортном средстве законодательством Российской Федерации. Эти изменения вступают в силу с 01 апреля 2013 года.
Допрошенный в судебном заседании заявитель доводы изложенные в жалобе полностью поддержал, пояснив, что он работает "данные изъяты" и осуществляет "данные изъяты" N "адрес" ДД.ММ.ГГГГ на перекрестке "адрес" в отношении него инспектором ДПС был составлен протокол, за отсутствие в его автобусе тахографа с чем он не согласился.
Представитель заявителя, подержав доводы жалобы, суду пояснил, что У. является водителем и у него отсутствует обязанность по установке тахографа. В настоящее время КоАП РФ не предусмотрена ответственность за управление транспортным средством без тахографа, который не предусмотрен конструкцией автобуса. Автобус, которым управлял У. прошел технический осмотр, был выпущен на линию при отсутствии неисправностей.
Заинтересованное лицо П.- ИДПС ОБ ДПС ГИБДД У МВД России "данные изъяты" - суду показал, что в отношении У. им ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении по ст.12.5 ч.1 КоАП РФ, считает, что протокол составлен верно, поскольку при проверке было установлено, что в автобусе, осуществляющем междугородние пассажирские перевозки, отсутствует тахограф. В соответствии с п. 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, эксплуатация транспортных с неработающим тахографом запрещена. Считает отсутствие тахографа и его нерабочее состояние тождественными понятиями.
Исследовав представленные суду материалы, выслушав заявителя, его представителя и представителя ГИБДД, суд считает жалобу У. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с п.8 (1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ N 720 от 10.09.2009 года, транспортные средства категорий М2 ( автобусы ), МЗ, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, груда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 года. Однако эксплуатация транспортных средств, не оснащенных тахографом, указанным нормативным документом не запрещена.
Согласно пункту 4 Порядка оснащения транспортные средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, утвержденному приказом Минтранса РФ N 319 от 14.12.2011 года, оснащение транспортного средства контрольным устройством - тахографом - обеспечивается владельцем транспортного средства.
В соответствии с п. 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, запрещена эксплуатация транспортных средств, у которых не работают предусмотренный конструкцией тахограф. При этом понятие отсутствия технического устройства и его неработоспособность не являются тождественными, поскольку последнее предусматривает сам факт наличия такого устройства, но в состоянии, которое не соответствует требованиям, обусловленным технической документацией.
Часть 1 ст.12.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-7 настоящей статьи.
С учетом вышеизложенного усматривается, что административная ответственность предусмотрена лишь в том случае, если конструкцией автобуса предусмотрен тахограф, который на момент проверки компетентными органами находится в нерабочем состоянии. При таких обстоятельствах отсутствие в автобусе тахографа, который не предусмотрен конструкцией и не установлен владельцем транспортного средства, не содержит в себе объективной стороны инкриминируемого У. правонарушения.
Кроме того, в соответствии со ст.1 ФЗ РФ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты..." N78-ФЗ от 14.06.2012 года требование к лицам, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, об обязательном оснащении всех соответствующих транспортных средств тахографами, изложенное в пункте 1 ст. 20 Закона РФ N 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" вступает в действие только с 01 апреля 2013 года. Следовательно, на настоящий момент отсутствует, предусмотренная Федеральным Законом, обязанность владельца транспортного средства по установке тахографа в автобусы, конструкцией которых этот прибор предусмотрен производителем не был.
Кроме этого, в ст. 7 ФЗ РФ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты..." N 78-ФЗ от 14.06.2012 года в ч.1 ст.11.23 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неисправным тахографом. Таким образом, указанная норма является специальной по отношении к ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ и подлежит применению к аналогичным У. случаям, но только с 01 апреля 2013 года.
Анализируя указанные нормативные акты и законы, суд приходит к выводу, что в настоящее время административная ответственность за эксплуатацию соответствующего транспортного средства без тахографа, если тахограф не предусмотрен конструкцией транспортного средства, отсутствует, так как федеральные законы имеют высшую юридическую силу по отношению к нормативным актам министерств и ведомств, а федеральные законы, предусматривающие административную ответственность за эксплуатацию транспортного средства без тахографа, в действие не вступили.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 ч.1 п.3, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление и.о. командира роты ОБ ДПС ГИБДД У МВД России "данные изъяты" Р. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении У. в совершении им правонарушения, предусмотренного ст.12.5 ч.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях У. состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения через Центральный районный суд г.о. Тольятти.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.