Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 21 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Хитевой Т.В. к мэрии городского округа Тольятти о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди получателей государственных жилищных сертификатов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику.
В судебном заседании представители истца Нагорнова Ф.Ф. и Рыжков М.В., действующие по доверенности, исковые требования уточнили, пояснив, что истец имеет статус вынужденного переселенца, постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" на съемной квартире, своего жилья не имеет. 15 июля 2002 года мать истца ФИО6 обратилась в администрацию Автозаводского района г. Тольятти с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2+1 человек (заявитель ФИО6, дочь заявителя Хитева Т.В, и мать заявителя ФИО7). Распоряжением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 22 июля 2002 года N 2807-1/р Беденко Е.Ю. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденная переселенка с составом семьи 3 человека на общих основаниях. 27 июня 2007 года истец обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и в список получателей жилищных сертификатов. ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО8. который зарегистрирован в г. Тольятти по месту пребывания в квартире матери истца, однако постоянно проживает вместе с истцом. В дальнейшем мать истца ФИО6 приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес" и 15 мая 2012 года обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек. Одновременно, истец обратилась в мэрию с заявлением, в котором просила оставить ее в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека (истец и ее сын ФИО8). Вместе с тем, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15 июня 2012 года N 7162-р/4 ФИО6 была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека, а истцу отказано в изменении состава семьи на два человека в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства у сына истца. Считают, что истец неправомерно исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку имеет статус вынужденного переселенца, своего жилья не имеет, зарегистрирована и проживает вместе со своим сыном по адресу: "адрес". Просят обязать ответчика восстановить истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет - 15 июля 2002 года и восстановить истца в очереди получателей государственных жилищных сертификатов с 15 июля 2012 года.
Представитель мэрии г.о. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством, для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденные переселенцы лично подают в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и предоставляют необходимый пакет документов. Истец лично с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы местного самоуправления не обращалась, состояла на данном учете в составе семьи ее матери ФИО6. В связи с приобретением ФИО6 в собственность квартиры, расположенной по адресу: "адрес" последняя утратила статус вынужденного переселенца, и соответственно основание состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и по личному заявлению ФИО6, она была снята с учета нуждающихся с составом семьи 3 человека. Поскольку истец заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в орган местного самоуправления лично не подавала, то и право на получение государственного жилищного сертификата у нее не возникло. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, отнеся решение на усмотрение суда и указав, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом. Органы местного самоуправления осуществляют учет вынужденных переселенцев нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцу отказано в изменении состава семьи на два человека в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства, однако законодательством не предусмотрена постоянная регистрация граждан-заявителей для постановки их на учет. Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы "Жилище" имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных законом.
Согласно п. 37 Постановления Правительства РФ от 08 ноября 2000 года N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В соответствии с п. 38 Положения для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Согласно п. 39 Положения решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом установлено, что истец имеет статус вынужденного переселенца, срок действия статуса продлен до 07 июня 2013 года, что подтверждается удостоверением и не оспаривается ответчиком.
Также судом установлено, что истец своего жилья не имеет, зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки и также не оспаривается ответчиком.
Из материалов дела видно, что 15 июля 2002 года мать истца ФИО6 обратилась в администрацию Автозаводского района г. Тольятти с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2+1 человек (заявитель ФИО6, дочь заявителя Хитева Т.В, и мать заявителя ФИО7).
Распоряжением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 22 июля 2002 года N 2807-1/р ФИО6 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденная переселенка с составом семьи 3 человека на общих основаниях.
27 июня 2007 года истец обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и в список получателей жилищных сертификатов.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО8, который зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
Из пояснений представителей истца видно, что мать истца ФИО6 приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес" и 15 мая 2012 года обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек. Одновременно, истец обратилась в мэрию с заявлением, в котором просила оставить ее в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека (истец и ее сын ФИО8).
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15 июня 2012 года N 7162-р/4 ФИО6 была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека, а истцу отказано в изменении состава семьи на два человека в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства у сына истца.
Представители истца считают, что истец неправомерно исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель мэрии ссылается на п. 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, согласно которому для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо личное обращение вынужденных переселенцев с соответствующим заявлением, тогда как истец лично с таким заявление в орган местного самоуправления не обращалась.
Указанные доводы представителя мэрии суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Как установлено судом выше, истец стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденный переселенец в составе семьи своей матери ФИО6.
Из материалов дела видно, что квартиру, расположенную по адресу: "адрес" приобрела мать истца ФИО6, которая в связи с приобретением данной квартиры утратила статус вынужденного переселенца.
В связи с утратой статуса вынужденного переселенца мать истца ФИО6 обратилась в орган местного самоуправления с заявлением об исключении ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи один человек, однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15 июня 2012 года N 7162-р/4 ФИО6 была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека.
Доводы представителя мэрии о том, что истец лично не обращалась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не может принять во внимание, так как одновременно с заявлением ФИО6 о снятии ее с учета нуждающихся, истец обратилась в орган местного самоуправления с заявлением, в котором просила оставить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденного переселенца.
Суд не может принять во внимание доводы представителя мэрии о том, что истец была исключена из списков нуждающихся как член семьи своей матери ФИО6, так как была поставлена на учет также как член ее семьи.
Из материалов дела и пояснений представителя истца видно, что мать истца ФИО6 является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в которой проживает вместе со своей семьей (мужем и сыном). При этом, сын истца, зарегистрирован по указанном адресу (в квартире бабушки) по месту пребывания до 27 октября 2013 года.
Истец же зарегистрирована и проживает на съемной квартире, расположенной по адресу: "адрес", т.е. вместе с семьей своей матери не проживает и совместного хозяйства с ними не ведет.
Сын истца, несмотря на регистрацию по месту пребывания в квартире бабушки фактически проживает вместе со своей матерью, что не оспаривается представителем ответчика.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством членами одной семьи являются совместно проживающие супруги, дети и родители, следовательно, истец может являться членом семьи своей матери, однако, как установлено выше, она одной семьей с матерью не проживает и совместного хозяйства не ведет. Сын же истца (внук ФИО6 в силу ст. 31 ЖК РФ членом семьи своей бабушки не является.
При этом, даже в случае признания истца и ее сына членами семьи ФИО6 обеспеченность данной семьи жилой площадью будет ниже нормы, поскольку в двухкомнатной квартире общей площадью 44,1 кв.м. постоянно зарегистрировано 4 человека, что также дает право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, тот факт, что мать истца утратила статус вынужденного переселенца не свидетельствует о том, что данный статус утратила и истец.
Наличие у истца статуса вынужденного переселенца подтверждено удостоверением, согласно которому данный статус истцу продлен до 07 июня 2013 года, что также не оспаривается ответчиком.
При этом, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15 июня 2012 года N 7162-р/4 истец не снята с учета нуждающихся в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма, а ей отказано в изменении состава семьи на два человека по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства у сына истца.
Вместе с тем, из отзыва Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области следует, что действующим законодательством не предусмотрена постоянная регистрация граждан-заявителей для постановки их на учет. Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы "Жилище" имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами.
Таким образом, истец имеет статус, вынужденного переселенца, что в силу ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации дает ей право быть принятой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, суду представлена справка от 11 сентября 2007 года за подписью инспектора отдела жилья Управления жилищной политики мэрии г.о. Тольятти, из которой следует, что Хитева Т.В. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отделе жилья Автозаводского района г. Тольятти с 15 июля 2002 года с составом семьи один человек на общих основаниях как вынужденная переселенка.
Таким образом, истец с 2002 года состоит в органе местного самоуправления по месту жительства на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденная переселенка с составом семьи один человек, а не как член семьи своей матери.
Согласно п. 36 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации в соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.
Таким образом, суд считает установленным, что истец, являясь вынужденным переселенцем с 15 июля 2002 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденная переселенка с составом семьи один человек, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 15 июня 2012 года неправомерно снята с данного учета в составе семьи своей матери.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15 июля 2002 года.
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Поскольку истец имеет статус вынужденного переселенца и с 2002 года состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно она имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Из материалов дела видно, что 27 июня 2007 года истец обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно сообщению Управления по жилищным вопросам мэрии г.о. Тольятти Хитева Т.В. была включена с 15 июля 2002 года в список-заявку получателей жилищных сертификатов на 2012 год, где ее очередь значилась под N
Суду также представлен Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год по г.о. Тольятти, который был направлен в Министерство экономического развития и торговли Самарской области 28 июля 2011 года и в котором истец значится под N.
При таких обстоятельствах суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о восстановлении ее в очереди получателей государственных жилищных сертификатов, включенных в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с 15 июля 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти восстановить Хитеву "данные изъяты" в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15 июля 2002 года.
Обязать мэрию городского округа Тольятти восстановить Хитеву "данные изъяты" в очереди получателей государственных жилищных сертификатов, включенных в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с 15 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2012 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.