Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 16 мая 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти С.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Nг. по иску Прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти в интересах Фролова О.Ю. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г.о.Тольятти в интересах Фролова О.Ю. обратился в суд с названным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Фролову О.Ю. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г.о.Тольятти С. исковые требования поддержала и пояснила, что Фролов О.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Отец Ф. "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, мать ФН. "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ. Какого - лицо жилья за Фроловым О.Ю. закреплено не было, в связи с чем распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Фролов О.Ю. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Однако, Фролов О.Ю. до настоящего времени вне очереди жилым помещением не обеспечен.
Фролов О.Ю. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в силу прямого указания закона Фролову О.Ю. жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со
ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно
ст. 6 ФЗ РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со
п. 2 ч. 2
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно
ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Согласно свидетельству о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ Фролова О.Ю. в графе мать указана ФН., в графе отец указан Ф..
Из свидетельств N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Ф. "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, ФН. "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии паспорта N Фролов О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес".
Уведомлением Управления Росреестра по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением МП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Фролов О.Ю. не имеет в собственности жилые помещения.
Согласно выписке из постановления и.о. первого заместителя мэра N/П от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении жилищных вопросов" с ДД.ММ.ГГГГ Фролов О.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, как "данные изъяты".
Представитель ответчика не оспаривает, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчика также не оспаривает право Фролова О.Ю. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности, соответствующей категории граждан, и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.
Однако указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
В соответствии с
ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В
ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договора социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).
Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
На основании
ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями "данные изъяты".
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. N 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями "данные изъяты"
В соответствии со
ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти отсутствуют финансовые средства и материальные ресурсы, в связи с чем Мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение Фролову О.Ю. по договору социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены материалами дела. Поскольку мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков "данные изъяты", в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" для получения из областного бюджета субвенций, дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями "данные изъяты", для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного "адрес" о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
В соответствии с
п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Фролову О.Ю. жилое помещение на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Фролову О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.