Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 30 мая 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дураевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Бобик ФИО14 к мэрии г.о. Тольятти о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить жилое помещение на состав семьи 3 человека вне очереди по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, в связи с тяжелым заболеванием у её ребенка ФИО2
В судебном заседании предстатель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что согласно выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья истца, состоящая из трех человек: Бобик ФИО15., дочь - ФИО2, сын - ФИО7, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, также за её семьей признано право на внеочередное получение жилья в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку дочь истца несовершеннолетняя ФИО16 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, и подходит под п.4 Постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. N и согласно Постановления Правительства от 21.12.2004г. N имеет право на дополнительную жилую площадь. До настоящего времени семья истца жильем не обеспечена. В ч.2 ст.57 ЖК указаны критерии граждан, которым жилое помещение по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Бобик ФИО17. жилое помещение на состав семьи три человека вне очереди по договору социального найма, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, в связи с тяжелым заболеванием у её ребенка.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти - ФИО8, действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Вместе с тем право Бобик Т.С. на получение жилого помещения вне очереди не оспаривает. На 01.01.2012 г. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. N, семья истца значится под N N Согласно жилищному законодательству к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По договору социального найма можно предоставлять жилые помещения, которые входят в государственный или муниципальный жилищный фонд. Семьям, имеющим детей инвалидов по договорам социального найма, предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющими право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем. Однако, в связи с отсутствием свободных жилых помещений мэрия не может предоставить жилые помещения из муниципального жилищного фонда города. Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Кроме того, в соответствии ст.1, 2 Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Указанным Законом установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Между тем, в 2012 году из бюджета Самарской области выделено субвенций на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма и вставших на учет после 1 января 2005 года, городскому округу не достаточно. Мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Согласно п. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" учет нуждающихся в жилых помещениях ведется по каждой категории граждан, указанных в ч.2 ст. 2 Закона, в том числе и инвалидов, в зависимости от времени включения их в список внеочередников. Кроме того, законодательством не определен срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Из чего следует, что обеспечение граждан жилыми помещениями должно осуществляться в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет с учетом соответствующих списков на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии. Полагает, что в данном случае предоставление жилого помещения Бобик ФИО18. без учета списка очередников повлечет нарушение жилищных прав и интересов граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее её семьи. При указанных обстоятельствах просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Бобик ФИО19. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Судом установлено, что истец имеет ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая относится к категории ребенок-инвалид, страдает заболеванием, которое входит в п. 4 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года за N и подпадает под действие ст. 57 ЖК РФ - предоставление жилого помещения вне очереди.
Бобик ФИО20 с составом семьи три человека (дочь - ФИО2, сын - ФИО7 ) состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Включена в очередь на получение жилья, что по существу не оспаривается представителем ответчика и подтверждается выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 08.02.2012г. N. Право на льготное получение жилья также следует из справки МБУЗ г.о. Тольятти "Городская клиническая поликлиника N3" АПК N2 от 06.12.2011г. N.
Согласно выписке из поквартирной карточки от 18.04.2012г. Бобик ФИО21. зарегистрирована по адресу: г. Тольятти, "адрес". Кроме истца по указанному адресу значатся зарегистрированными: ФИО9 - собственник, ФИО10, ФИО11, ФИО2 - правнучка собственника, ФИО7 - правнук собственника.
Из сообщений Управления Росреестра по Самарской области от 22.05.2012 видно, что сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных за Бобик ФИО22., ФИО2, ФИО7 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно справке МП "Инвентаризатор" от 21.05.2012г. Бобик ФИО24 (до смены фамилии ФИО23), ФИО2, ФИО7 в реестре собственников не значатся и право приватизации не использовали.
Представитель ответчика по существу не оспаривает право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право Бобик ФИО25. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право Бобик ФИО26 на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления Бобик ФИО27. жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку право Бобик ФИО28 не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление субсидии (субвенции) станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. О самостоятельном действии Закона субъекта РФ говорит также то обстоятельство, что перечень льготников, имеющих право на получение жилья, значительно шире предусмотренного ЖК РФ. При этом действие данного Закона не может ухудшать положение граждан, предусмотренное Федеральным законом и умалять их права.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы N 538 от 18 октября 2006 г. мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Данные положения закреплены в Уставе г. о. Тольятти (принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. N в редакции решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959).
Согласно п. 3, п.1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положения п. 1 статьи 35 Устава г.о. Тольятти мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии с положением статьи 37 Устава г.о. Тольятти, согласно которой к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8).
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению истице жилой площади должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,192-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Бобик ФИО29 удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Бобик ФИО30 жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи три человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд города Тольятти в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 01.06.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.