Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 28 мая 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Стратоновой Е.О. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Стратоновой Е.О. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Разумова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Стратонова Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей: "данные изъяты" В настоящее время Стратонова Е.О. достигла совершеннолетнего возраста, является студенткой "данные изъяты", проживает в квартире принадлежащей ее приемной семье. Закрепленного жилья Стратонова Е.О. не имеет. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи один человек, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жильем не обеспечена. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Стратоновой Е.О. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Стратонова Е.О. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Стратонова Е.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" на мэрию, как орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным Законом установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. В случае удовлетворения иска будут существенно ущемлены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее. Считает, что необходимо учитывать наличие списка детей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Просит в иске отказать.
Представитель Правительства Самарской области в лице Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерства финансов Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил, возражений на иск не представил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Стратонова Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: "данные изъяты".
Также судом установлено, что в настоящее время Стратонова Е.О. достигла совершеннолетнего возраста, является студенткой "данные изъяты", проживает в квартире принадлежащей ее приемной семье. Закрепленного жилья Стратонова Е.О. не имеет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Стратонова Е.О. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи один человек.
Ответчик не оспаривает, что Стратонова Е.О. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Представитель мэрии также не оспаривает право Стратоновой Е.О. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ей согласно очередности соответствующей категории граждан и в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05 марта 2005 года N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года N 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Таким образом, уполномоченные органы, с учетом представленных органом местного самоуправления сведений, имеют возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
В соответствии с Уставом городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности, ничем не подтверждены.
Кроме того, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья во внеочередном порядке.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Тот факт, что Стратонова Е.О. обучается на очном отделении, не имеет в данном случае правового значения, поскольку основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания в приемной семье, независимо от факта их дальнейшего прохождения обучения в образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Стратоновой Е.О., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента совершеннолетия и прекращения опекунства.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Стратоновой Е.О. жилой площади должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Стратоновой "данные изъяты" жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.