Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 13 июня 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Богдановой Е.Н. к УПФР в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику.
В судебном заседании представитель истца Устимова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, суду пояснила, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 мая 2009 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы в 25 лет. С отказом не согласна, так как истец с 1985 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Полагает, что периоды работы истца: с 21 октября 1983 года по 09 января 1985 года в "данные изъяты" в должности тренера-хореографа по акробатике; с 07 февраля 1985 года по 31 августа 1998 года в должности руководителя кружка по акробатике и с 01 сентября 1998 года по 14 мая 2009 года в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты" необоснованно не включены в специальный трудовой стаж истца. Просит включить указанные периоды работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и обязать ответчика назначить истцу пенсию со дня возникновения права на пенсию - 14 мая 2009 года.
Представитель ответчика Грищенкова Н.И., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что период работы истца с 21 октября 1983 года по 09 января 1985 года в должности тренера хореографа в "данные изъяты" не может быть включен в специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрены Списками должностей и учреждений. Кроме того, в представленных истцом документах было выявлено множество разночтений. Период работы истца с 01 сентября 1998 года по 14 мая 2009 года в должности педагога дополнительного образования не подлежит включении в специальный трудовой стаж, поскольку в архивной справке должность истца значится как руководитель кружка, должность же руководитель кружка не подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку она не предусмотрена ни Списками N 1397 от 17 декабря 1959 года, ни Списками N 463 от 06 сентября 1991 года, ни Списками N 1067 от 22 сентября 1999 года. Кроме того, начиная с 01 января 2001 года работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком включается в специальный трудовой стаж при соблюдении одновременно двух условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; наличие факта работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в п. 2 соответствующих наименований разделов. У истца не выполнено первое условие, на 01 января 2001 года отсутствует необходимый трудовой стаж. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и Правила исчисления периодов такой работы утверждены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судом установлено, что истец в период с 21 октября 1983 года по 09 января 1985 года работала в "данные изъяты" в должности тренера-хореографа по акробатике, что подтверждается трудовой книжкой и по существу не оспаривается ответчиком.
Указанный период работы не включен в специальный трудовой стаж истца, так как указанные должность и учреждение не предусмотрены Списками.
Вместе с тем, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года предусмотрены наименование учреждения детско-юношеские спортивные школы всех наименований и наименование должности - тренер-преподаватель.
Из представленных суду документов справки МБОУ "данные изъяты"" и исторической справки, докладной записки, приказов, видно, что "данные изъяты", организованная в 1980 году обучала более 50% детей в возрасте до 18 лет, неоднократно переименовывалась, в настоящее время переименована в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "данные изъяты"
Факт работы истца с детьми, т.е. факт осуществления педагогической деятельности в указанный период не оспаривается представителем ответчика и подтвержден представленными документами.
Таким образом, суд считает, установленным, что в период с 21 октября 1983 года по 09 января 1985 года истец осуществляла педагогическую деятельность, должность тренера и наименование учреждения детско-юношеские спортивные школы всех наименований предусмотрены Списком, в связи с чем, указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.
Судом установлено, что 07 февраля 1985 года истец была принята на работу в "данные изъяты" на должность руководителя кружка по акробатике, что подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается сторонами.
Представитель истца считает, что период работы истца с 07 февраля 1985 года по 31 августа 1998 года в должности руководителя кружка по акробатике подлежит включению в специальный трудовой стаж истца на основании Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и в соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР N 1-63-И от 30 июня 1986 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, и здравоохранения".
Также судом установлено, что с 01 сентября 1998 года истец работала в "данные изъяты" в должности педагога дополнительного образования, что подтверждается приказом N 51а по деятельности личного состава о внесении изменений в штатное расписание.
Представитель истца считает, что период работы истца с 01 сентября 1998 года по 14 мая 2009 года в должности педагога дополнительного образования также подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.
Указанные доводы представителя истца суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 ст. 28 данного ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Суд не может принять во внимание доводы представителя истца о том, что работа в должности "руководитель кружка" подлежит включению в специальный стаж в соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", так как согласно п. 1.2. указанного Письма различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" и работа, подлежащая зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Пункт 3.2., на который ссылается представитель истца, содержит наименование должности "руководитель кружка", однако п. 3 Письма не относится к работам, дающим право на пенсию за выслугу лет, работа, дающая права на пенсию за выслугу лет, указана в п. 2 Письма, в котором должность "руководитель кружка" отсутствует.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в периоды работы истца до 1993 года, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.
Возможность установления тождества выполняемых истцом функций, условий и характера ее деятельности в должности "руководитель кружка" и в должности "педагог дополнительного образования" в данном случае отсутствует по следующим основаниям.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Таким образом, доводы представителя истца о возможности включения в специальный стаж истца периода ее работы в должности руководителя кружка по акробатике противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была. Таким образом, период работы истца в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года, тогда как истцом заявлено требование о включении периода работы с 01 сентября 1998 года.
Кроме того, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты" с 01 ноября 1999 года по 14 мая 2009 года могла быть зачтена в специальный стаж работы истца только в том случае, если бы на указанную дату истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем на 1 января 2001 года специальный стаж истца с учетом исключенных периодов составляет менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, доводы представителя истца о наличии у истца необходимого специального стажа и права на назначение досрочной трудовой пенсии несостоятельны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить Богдановой "данные изъяты" в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 21 октября 1983 года по 09 января 1985 года в должности тренера-хореографа по акробатике в "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.