Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 20 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Марковой Н.В.,
помощника прокурора г.о. Тольятти Ф.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Nг. по иску "адрес" г.о. Тольятти в интересах Половко А.П. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
"адрес" г.о.Тольятти в интересах Половко А.П. обратился в суд с названным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Половко А.П. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
В судебном заседании помощник прокурора "адрес" г.о.Тольятти Ф. исковые требования поддержала и пояснила, что "адрес" проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части не обеспечения вне очереди жилым помещением "данные изъяты". В ходе проверки установлено, что Половко А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты". Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ П. "данные изъяты". "данные изъяты". Какого - лицо жилья за Половко А.П. закреплено не было, в связи с чем распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Половко А.П. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Однако, Половко А.П. до настоящего времени вне очереди жилым помещением не обеспечена.
Половко А.П. в судебном заседании поддержала иск и просила обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ " "данные изъяты"") Половко А.П. жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" в пределах, перечисленных из областного бюджета финансовых средств и материальных ресурсов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со
ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно
ст. 6 ФЗ РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со
п. 2 ч. 2
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно
ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Из постановления и.о.заместителя главы администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в связи с тем, что решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ П. "данные изъяты" отменена опека над "данные изъяты" Половко А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В. освобождена от обязанностей опекуна над "данные изъяты".
Согласно решению Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ П. "данные изъяты".
Согласно Распоряжению заместителя мэра "адрес" N/р от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Половко А.П. установлено попечительство, В. назначена попечителем над несовершеннолетней.
Из предоставленных документов усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Половко А.П. обучается в "данные изъяты", в настоящее время является студентом 3 курса очной формы обучения, срок окончания образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра N-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении жилищных вопросов" с ДД.ММ.ГГГГ Половко А.П. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, "данные изъяты".
Уведомлением Управления Росреестра по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением МП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Половко А.П. не имеет в собственности жилые помещения.
Представитель ответчика не оспаривает, что истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчика также не оспаривает право Половко А.П. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истице согласно очередности, соответствующей категории граждан, и за счет бюджета "адрес" путем предоставления субвенций.
Однако указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами "адрес", необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
В соответствии с
ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В
ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договора социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).
Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а также лиц из их числа определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ " "данные изъяты"". В соответствии со ст. 8 указанного закона дети "данные изъяты", не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со
ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории "адрес" отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия "адрес" в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
На основании
ч.1 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории "адрес" отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории "адрес" наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей "данные изъяты"), не имеющих закрепленного жилого помещения, "данные изъяты".
Кроме того, Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями "данные изъяты", согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями "данные изъяты", осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет "данные изъяты" и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес".
В соответствии со
ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес", министерство управления финансами "адрес" составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли "адрес".
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти отсутствуют финансовые средства и материальные ресурсы, в связи с чем Мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение Половко А.П. по договору социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены материалами дела. Поскольку мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" для получения из областного бюджета субвенций, дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам "данные изъяты", происходит за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями "данные изъяты", для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли "адрес" является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного "адрес" о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
В соответствии с
п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
Доводы ответчика о том, что поскольку Половко А.П. в настоящее время обучается, и ее право на предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке "данные изъяты"" возникает только после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования, суд не принимает во внимание, так как согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности "данные изъяты", по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, "данные изъяты", при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у "данные изъяты", нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, "данные изъяты""данные изъяты"); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Половко А.П. жилое помещение на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Половко А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в "адрес" вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.