Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 22 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Щукиной В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Суханцевой А.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить жилое помещение в виде отдельной квартиры на состав семьи "данные изъяты" вне очереди.
В судебном заседании представитель истца Лыскова Н.В. действующая по доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что Суханцева А.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи "данные изъяты": вместе с дочерью ФИО6- ребенком-инвалидом, страдающей заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года и является основанием для получения жилья вне очереди. Истица и ее дочь проживают в квартире площадью 78,1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес". ФИО6 принадлежит "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N Суханцева А.В. с составом семьи "данные изъяты" принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с заболеванием дочери истица включена в очередь на внеочередное улучшение жиль. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти Галкина Е.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что Суханцева В.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истица имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Истица состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти на улучшение жилищных условий. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, жилые помещения по договором социального найма за счет муниципального жилищного фонда могут быть представлены органами местного самоуправления только в случае наделения органом местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Истица относиться к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", вставших на учет нуждающихся в улучшении условия после 01 января 2005 года, так как имеет ребенка-инвалида. В силу Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года, в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. В силу ст.ст. 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами. Между тем, в 2010 году из бюджета Самарской области субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма и вставших на учет после 01.01.2005 года, г.о. Тольятти выделено недостаточно. Мэрия г.о. Тольятти строительство жилья не ведет. По этой причине осуществление данных полномочий органами местного самоуправления г.о. Тольятти было не возможно. В силу закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и инвалидов, в зависимости от времени включения их в список внеочередников. Таким образом, предоставление жилья внеочередникам осуществляется с учетом времени принятия таких граждан на учет нуждающихся органом местного самоуправления и предоставления субъектом федерации органу местного самоуправления субвенций. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со
ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Согласно
ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно
п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: ? ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со
ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со
ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со
ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, что подтверждается, справкой ВК ГУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер" от 22.11.2011 года и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений представителя истца явствует, что истица и ее дочь нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку ФИО6 страдает тяжелым заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года и является основанием для получения жилья вне очереди. Истица с дочерью проживают в квартире, площадью 78,1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес", в которой ФИО6 принадлежит "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на квартиру. В квартире зарегистрированы по месту жительства 11 человек. Другого жилья не имеют. Истица и ее дочь состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, включены в очередь на внеочередное улучшение жилья. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Указанные объяснения представителя истца подтверждаются:
· Выпиской из поквартирной карточки из которой видно, что Суханцева А.В. и ФИО6 зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: "адрес";
· Выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении жилищных вопросов" из которой видно, что Суханцева А.В. с составом семьи "данные изъяты" (дочь - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок-инвалид с заболеванием, входящим в п.3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378) принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27.12.2011 г.;
· Справкой Управления по жилищным вопросам Мэрии г.о. Тольятти от 31.01.2012 г. из которой видно, что Суханцева А.В. включена в очередь на внеочередное улучшение жилья, в связи с заболеванием дочери ФИО6;
· Сообщениями Управления Росреестра по Самарской области, из которых следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Суханцевой А.В. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти, ФИО6 принадлежит право на "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес";
· Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что ФИО6 принадлежит право на "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес", площадью 78,10 кв.м.;
· Справкой МП "Инвентаризатор", из которой следует, что Суханцева А.В., в реестре собственников не значится, право приватизации в гор. Тольятти не использовала, ФИО6 приобрела "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
Представителем Мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истица Суханцева А.В. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи "данные изъяты", в связи с заболеванием дочери, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истица и ее дочь в установленном законом порядке признаны нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, в связи с заболеванием ФИО6, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ, имеют право на вне очередное получение жилья.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы N 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" - в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
Истица в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Наличие у дочери истицы права на долю в праве собственности на жилое помещение не лишает истицу права на предоставление жилья по договору социального найма, а влияет на определение площади предоставляемого жилого помещения (ч. 7 ст. 57 ЖК РФ).
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истицу и ее дочь жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи "данные изъяты" по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Суханцевой А.В. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи "данные изъяты" по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности ФИО6 жилого помещения: "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.02.2012 г.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.