Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 07 марта 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2012 года Центральный районный суд г.о.Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белунькиной Н.В. к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (филиал N) о взыскании ежемесячных страховых выплат в связи с увеличением степени утраты профессиональной трудоспособности и неустойки, перерасчете размера ежемесячной страховой выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Белунькина Н.В., обратившись в суд с названным иском, просила взыскать с ответчика задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в размере "данные изъяты" копеек, обязать ответчика назначить и выплачивать истице ежемесячные страховые выплаты в размере "данные изъяты" начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей индексацией, предусмотренной законодательством РФ, взыскать с ответчика неустойку в размере "данные изъяты".
В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно изменялись и дополнялись.
В судебном заседании представитель истца С., действующая на основании доверенности, окончательно просила взыскать с ответчика задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в размере "данные изъяты", обязать ответчика назначить и выплачивать истице ежемесячные страховые выплаты в размере 4 "данные изъяты" начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей индексацией, предусмотренной законодательством РФ, взыскать с ответчика неустойку в размере "данные изъяты", расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и оформление доверенности в размере "данные изъяты" рублей. В обоснование исковых требований пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истице установлен диагноз профессионального заболевания, полученного в период работы в "данные изъяты" по профессии электросварщик. Согласно заключению медико-социальной экспертизы установлено 30% утраты истицей профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком назначена истице ежемесячная страховая выплата в размере "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно. С данным решением истица не согласна, поскольку в основу расчета был взят размер заработной платы за период с 2002 года по май 2003 года, т.е. до даты установления диагноза профессионального заболевания по профессии электросварщик. Считает, что в результате виновных действий ответчика нарушено право истицы на возмещение утраченного заработка в полном объеме.
Истица в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N) Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ заключением медико-социальной экспертизы установлено 10% утраты истицей профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием, приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная страховая выплата, исходя из заработка истицы за 12 месяцев до наступления страхового случая. Поскольку истица продолжала работать в условиях, вредных для ее здоровья, состояние Белунькиной Н.В. ухудшилось, и ДД.ММ.ГГГГ установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет размера ежемесячной страховой выплаты в связи с увеличением процента степени утраты профессиональной трудоспособности Белунькиной Н.В. Полагает, что фактически истицей поставлен вопрос о назначении ей новой ежемесячной страховой выплаты, что является неправильным, поскольку новый страховой случай не наступил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания специалиста, проверив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Согласно ч. 3 названной статьи среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
В силу ч. 9 названной статьи исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.
Согласно трудовой книжке, представленной суду, Белунькина Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ работала в "данные изъяты" электросварщиком 4 разряда под слоем флюса на полуавтоматических машинах.
ДД.ММ.ГГГГ Белунькина Н.В. переведена кладовщиком в электромеханическом цехе N, а ДД.ММ.ГГГГ - переведена электросварщиком сеток и каркасов 3 разряда в арматурно-сварочный цех N.
ДД.ММ.ГГГГ Белунькина Н.В. уволена по собственному желанию на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Судом установлено, что заключением КЭК "адрес" центра профпатологии МСЧ N от ДД.ММ.ГГГГ (в период работы электросварщиком 4 разряда под слоем флюса на полуавтоматических машинах) Белунькиной Н.В. был установлен диагноз " "данные изъяты"".
Из акта о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что вышеперечисленные заболевания являются профессиональными и получены истицей в связи с длительным стажем работы в условиях воздействия компонентов сварочного аэрозоля и шума; несовершенством технологического процесса.
Заключением учреждения МСЭ N от ДД.ММ.ГГГГ установлено 10% утраты Белунькиной Н.В. профессиональной трудоспособности на срок с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Приказом Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N) от ДД.ММ.ГГГГ в связи с повреждением истицей здоровья вследствие профессионального заболевания, полученного ДД.ММ.ГГГГ в период работы в "данные изъяты", Белунькиной Н.В. назначена ежемесячная страховая выплата в сумме "данные изъяты".
Согласно справке-расчету размера утраченного заработка Белунькиной Н.В. размер среднего заработка истицы рассчитан, исходя из периода с июня 2002 года по май 2003 года, то есть за 12 месяцев работы до установления диагноза профессионального заболевания. Размер страховой выплаты определен как 10% среднемесячного заработка истицы.
Выпиской из истории болезни Белунькиной Н.В. подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в Самарском областном центра профпатологии, где ей был установлен диагноз: " "данные изъяты"".
Актом освидетельствования МСЭ N от ДД.ММ.ГГГГ Белунькиной Н.В. установлено 30% степени утраты профессиональной трудоспособности.
Приказом Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N) от ДД.ММ.ГГГГ в связи с увеличением процента степени утраты истицей профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания, полученного ДД.ММ.ГГГГ в период работы в "данные изъяты", Белунькиной Н.В. назначена ежемесячная страховая выплата в сумме "данные изъяты".
Согласно справке-расчету размера утраченного заработка Белунькиной Н.В. размер среднего заработка истицы рассчитан, исходя из периода с июня 2002 года по май 2003 года, то есть за 12 месяцев работы до установления диагноза профессионального заболевания. Размер страховой выплаты определен как 30% среднемесячного заработка истицы.
Указанные обстоятельства подтверждаются документами, представленными в дело, и по существу не оспариваются сторонами.
В обоснование исковых требований истица и ее представитель сослались на неправильное определение ответчиком размера ежемесячной страховой выплаты, полагая, что для определения размера названной выплаты необходимо было принимать среднемесячный заработок Белунькиной Н.В. за период, предшествовавший увеличению процента степени утраты профессиональной трудоспособности истицы, то есть заработок Белунькиной Н.В. в период ее работы электросварщиком сеток и каркасов 3 разряда в арматурно-сварочном цехе N в 2005 году, поскольку иное означает неполное возмещение вреда, причиненного здоровью истицы.
Между тем с указанными доводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона.
Так, согласно ст.3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию; профессиональным заболеванием - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Анализ приведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что профессиональное заболевание как правовое событие определяется наступлением хронического заболевания, возникшего под воздействием вредного (вредных) производственного (производственных) факторов, повлекшего временную или стойкую утрату застрахованным лицом профессиональной трудоспособности.
Страховой случай - это правовое состояние (повреждение здоровья), которое является результатом правового события (профессионального заболевания), характеризующееся совокупностью юридических фактов и влекущее возникновение правоотношений по страхованию. По мнению суда, профессиональное заболевание не может быть признано страховым случаем, если хотя бы один из юридических фактов, его составляющих, не будет установлен.
Профессиональные хронические заболевания устанавливаются специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, клиниками или отделами профессиональных заболеваний медицинских научных учреждений или их подразделений, стойкая утрата застрахованным лицом профессиональной трудоспособности устанавливается медико-социальными экспертными комиссиями, а причинно-следственная связь этих заболеваний с вредными условиями труда, длительностью и интенсивностью их воздействия по месту работы заболевшего работника (застрахованного лица) - комиссиями по расследованию профессиональных заболеваний в порядке, установленном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 года N 967.
Таким образом, датой наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие хронического профессионального заболевания является дата установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Анализируя изложенное во взаимосвязи с положениями ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суд полагает, что исчисление и назначение ежемесячной страховой выплаты, связанной с конкретным страховым случаем, производится лишь однажды, а размер назначенной выплаты подлежит перерасчету лишь в случаях, определенных ч. 9 названной статьи.
Между тем согласно приведенным выше документам, акт о случае профессионального заболевания истицы был принят ДД.ММ.ГГГГ, заключением КЭК Областного центра профпатологии МСЧ N от ДД.ММ.ГГГГ у Белунькиной Н.В., работающей электросварщиком на автоматических и полуавтоматических машинах под слоем флюса в "данные изъяты", установлен диагноз " "данные изъяты"". Кроме того, указано, что заболевания являются профессиональными.
Таким образом, страховой случай - профессиональное заболевание, полученное в период работы электросварщиком на автоматических и полуавтоматических машинах под слоем флюса в "данные изъяты", а также степень утраты профессиональной трудоспособности - 10% впервые истице по делу были установлены в 2003 году, другой акт о новом профессиональном заболевании работодателем не принимался, в связи с чем отсутствуют основания для перерасчета страховых выплат исходя из заработка истицы, получаемого перед увеличением процента утраты трудоспособности.
При прохождении истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ очередного переосвидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы новый страховой случай (что влекло бы возникновение обязательства страховщика определить новый размер ежемесячной страховой выплаты) не устанавливался, а была подтверждена утрата Белунькиной Н.В. профессиональной трудоспособности в связи с ранее полученным профессиональным заболеванием, но с увеличением ее степени на 20%.
Из пояснений специалиста БН. усматривается, что заболевания, выявленные при переосвидетельствовании истицы в 2005 году ( "данные изъяты"), свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья истицы после первичного освидетельствования в 2003 году.
Специалист также отметила, что ухудшение состояния здоровья истицы могло быть связано с продолжением работы в условиях труда, противопоказанных Белунькиной Н.В., и указала на то, что новые заболевания у истицы при освидетельствовании в 2005 году обнаружены не были.
Документами, представленными по судебному запросу конкурсным управляющим "данные изъяты", подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ электромеханический цех N расформирован, а участок изготовления закладных деталей введен в структуру арматурно-сварочного цеха N, следовательно, после первоначального установления степени утраты профессиональной трудоспособности Белунькина Н.В. фактически продолжала трудиться в противопоказанных ей условиях, что также не отрицалось и самой истицей.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что увеличение процента степени утраты Белунькиной Н.В. профессиональной трудоспособности новым страховым случаем не является, а в силу п. 9 ст.12, п. 3 ст.15 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" влечет только перерасчет ежемесячных страховых выплат.
На аналогичное толкование закона указал и Конституционный Суд РФ в Определении от 20.12.2005 года N 466-О.
Между тем из материалов страхового дела усматривается и не оспаривалось истицей, что такой перерасчет ответчиком был выполнен с учетом увеличения процента степени утраты профессиональной трудоспособности Белунькиной Н.В., поэтому в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера ежемесячной страховой выплаты следует отказать.
Не могут быть приняты и доводы представителя истицы о необходимости расчета страховых выплат исходя из размера обычного вознаграждения работника квалификации истицы в данной местности, так как в силу п. 5 ст. 12 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", такой расчет может быть произведен исключительно, если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора.
Поскольку в удовлетворении основного искового требования истице отказано, соответственно, не подлежат удовлетворению и требования Белунькиной Н.В. о взыскании неустойки, а также о возмещении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Белунькиной Н.В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2012 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.