Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 12 марта 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Шугаевой Н.Н. к мэрии городского округа Тольятти о признании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти незаконным, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец обратилась в суд с иском к ответчику Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику о признании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти незаконным, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, внеочередном предоставлении жилья.
В судебном заседании представитель истца Горянина И.А., действующая по доверенности, отказалась от исковых требований о внеочередном предоставлении жилья. Отказ истца от части иска принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании представитель истца Горянина И.А исковые требования о признании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти незаконным, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма поддержала, пояснив, что истец является ветераном Великой Отечественной войны, а также вдовой участника ВОВ. С 1956 года по 2007 год истец была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес", в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. 04 апреля 2007 года указанная квартира была уничтожена огнем в результате пожара. Поскольку в результате пожара дом был уничтожен полностью, истец была снята с регистрационного учета по указанному адресу. Администрацией "данные изъяты" сельского поселения истец не была обеспечена жильем ввиду отсутствия такового. В результате истец была вынуждена приехать в г. Тольятти к своей сестре и по настоящее время истец зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 49,2 кв.м., жилой площадью 27,7 кв.м., принадлежащей семье сестры, собственником и нанимателем которой истец не является. Истец обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что принадлежащая истцу сгоревшая квартира не признана непригодной для проживания, кроме того, в г. Тольятти истец обеспечена жилой площадью. Считает отказ незаконным, просит признать распоряжение мэра об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и обязать ответчика принять истца на учет нуждающихся.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Громова Л.Е., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение жильем ветеранов ВОВ производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъектов РФ. Согласно Закону Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая для ветеранов ВОВ не может быть ниже 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. При проверке уровня обеспеченности истца жилым помещением было установлено, что на истца приходится 22,13 кв.м. общей площади жилого помещения. Кроме того, из представленных документов видно, что истец имеет в собственности квартиру в "адрес", которая в установленном законом порядке непригодной для проживания не признана. Решение данного вопроса отнесено к компетенции специально созданной межведомственной комиссии и иные документы не могут быть приняты во внимание. При этом, помимо акта о признании жилья непригодным для проживания должны быть представлены и документы о причине пожара, виновнике в пожаре, наличии договора о страховании жилого помещения. В случае признания жилого помещения непригодным для проживания истец имеет право на внеочередное обеспечение жильем по месту его признания непригодным. Таким образом, считает, что истцом не подтверждено право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Просит в иске отказать.
Третье лицо Бондарь А.Н. в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что истец ее сестра, которая была вынуждена приехать в г. Тольятти, т.к. осталась без жилья в результате пожара. Истец не является членом ее семьи и не ведет с ними совместного хозяйства, соответственно никаких прав на принадлежащую ее семье квартиру истец не имеет. Проживание истца в данной квартире является вынужденным, в силу сложившихся жизненных обстоятельств и временным.
Третье лицо Бондарь А.С. в судебном заседании иск поддержал, дав пояснения, аналогичные пояснениям Бондарь А.Н..
Третье лицо Бондарь С.А. в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия, иск поддерживает.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст.ст. 20, 21 ФЗ "О ветеранах", что подтверждается удостоверениями и не оспаривается ответчиком.
Также судом установлено, что истец с семьей своей сестры проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 49,2 кв.м., где зарегистрировано включая истца 4 человека, и на каждого члена семьи приходится 12,3 кв.м. общей площади жилого помещения.
Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с ЖК РФ, Законом РФ "О ветеранах" и Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" истец относится к категории граждан, которые могут быть поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, если на него приходится менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения, что не оспаривается ответчиком.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти N 14045-р/4 от 19 декабря 2011 года истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете нуждающихся на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель мэрии ссылается на то, что истец имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", которая в установленном законом порядке непригодной для проживания не признана.
В материалах дела имеется справка Управления Государственной противопожарной службы МЧС России "данные изъяты", согласно которой, произошел пожар в "адрес", в результате пожара огнем уничтожено строение дома полностью.
Представитель мэрии считает, что данная справка не может быть принята во внимание как доказательство уничтожения дома, т.к. в соответствии с действующим законодательством признание помещения непригодным для проживания относится к компетенции специально созданной межведомственной комиссии.
Суду представлен акт, составленный комиссией в составе главы администрации "данные изъяты" сельского поселения, заместителя главы администрации, главного специалиста администрации на предмет обследования земельного участка по адресу: "адрес".
Комиссией установлено, что на указанном участке после случившегося 04 апреля 2007 года пожара,уцелевших строений нет, полностью сгорел двухквартирный деревянный жилой дом и все хозяйственные постройки. На участке свалены остатки сгоревших бревен и кирпич от развалившихся печей. Ввиду полного уничтожения вышеуказанного жилого помещениявозможности его реконструкции нет.
Учитывая изложенное, суд считает установленным и с достоверностью доказанным тот факт, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение полностью утрачено в результате пожара, т.е. непригодно для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит.
Согласно справке администрации "данные изъяты" сельского поселения "данные изъяты" Шугаева Н.Н. после пожара администрацией сельского поселения жильем не обеспечена, ввиду отсутствия такового.
Доводы ответчика о том, что помимо акта о признании жилья не пригодным для проживания, необходимо представить документы о причинах возникновения пожара, приведшего к уничтожению жилого помещения, о наличии договора страхования жилого помещения и объеме страховых выплат, т.к. действующим законодательством предусмотрено право собственника на возмещение вреда, в данном случае не имеют правового значения, т.к. речь идет о возмещении имущественного ущерба, тогда как право истца на получение жилого помещения и обязанность мэрии предоставить жилое помещение, не зависит от материального положения истца согласно ст. 21 Закона РФ "О ветеранах".
Доводы ответчика о том, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания истец имеет право на внеочередное обеспечение жильем по месту его признания непригодным, не основаны на законе, т.к. согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный органпо месту своего жительства.
Из распоряжения заместителя мэра видно, что при проверке уровня обеспеченности истца жилым помещением была учтена квартира, в которой проживает истец, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 49,2 кв.м. из расчета четырех зарегистрированных в ней человек, а также квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 39,3 кв.м., находящаяся в собственности сына сестры истца Бондарь А.С., в связи с чем, было рассчитано, что на одного члена семьи приходится 22,13 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной ст. 4 настоящего Закона.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина:
для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Как установлено судом выше, истец зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", и находящейся в собственности сестры истца, а также супруга и сына сестры истца, что не оспаривается представителем ответчика.
Сама истец собственником указанной квартиры не является.
Кроме того, как указано выше, при проверке уровня обеспеченности истца жилым помещением была учтена квартира, в которой проживает истец, а также квартира, находящаяся в собственности Бондарь А.С., т.е. племянника истца.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством членами одной семьи являются супруги, дети и родители, следовательно, истец не является ни членом семьи своей сестры, ни членом семьи племянника.
Из пояснений третьих лиц Бондарь А.Н. и Бондарь А.С. следует, что истец не является членом их семьи и не ведет с ними совместного хозяйства, никаких прав на принадлежащую их семье квартиру истец не имеет. Проживание истца в их квартире является вынужденным, в силу сложившихся жизненных обстоятельств и временным.
Доводы истца и третьих лиц о вынужденном проживании истца в их квартире подтверждаются тем, что причиной переезда послужила утрата истцом жилья в результате пожара.
Таким образом, суд считает установленным, что истец не является членом семьи собственников жилого помещения, в котором проживает, соответственно не обеспечена жильем в г. Тольятти, также как и по предыдущему месту проживания.
Кроме того, даже с учетом площади квартиры, в которой истец зарегистрирована и проживает, истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. квартира по "адрес", имеет общую площадь 49,2 кв.м. и в ней помимо истца зарегистрировано еще 3 человека, соответственно, на каждого проживающего, в т.ч. и на истца приходится 12,3 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы в 14 кв.м., установленной ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" и, что в свою очередь, является основанием для признания нуждающимся в жилом помещении в соответствии с настоящим Законом.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", находящаяся в собственности племянника истца Бондарь А.С., необоснованно была принята во внимание при расчете уровня обеспеченности истца жилым помещением, т.к., как указано выше, в силу действующего законодательства истец не является членом семьи своего племянника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение заместителя мэра городского округа Тольятти от N 14045-р/4 от 19 декабря 2011 года об отказе в принятии Шугаевой "данные изъяты" с составом семьи один человек на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать мэрию городского округа Тольятти принять Шугаеву "данные изъяты" с составом семьи один человек на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.