Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05 марта 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Волковой М.В.,
при секретаре Хасановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Низковолосовой С.В., Низковолосовой Е.О., Низковолосовой Ю.О. к мэрии г.о.Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти об обязании предоставить им вне очереди жилое помещение в г.о. Тольятти на состав семьи 3 человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. В обоснование иска указав, что Низковолосова С.В. со своими дочерьми - Низковолосовой Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают в двухкомнатной квартире расположенной по адресу: "адрес" Кроме них в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают ФИО6 (мать Низковолосовой С.В. и ФИО7 (брат Низковолосовй С.В.). ФИО3 "данные изъяты" и согласно заключению ГБУЗ СО " "данные изъяты"" г. Тольятти данное заболевание входит в п.3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ N от 16.06.2006 года, в соответствии с которым истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения. С 15.07.2008 года семья Низковолосовых, составом 3 человека, стоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях фонда г.Тольятти. По состоянию на 01.01.2012 года в списках на внеочередное предоставление жилья семья Низковолосовых значится под номером N. Право на приватизацию истцы не использовали. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании истец Низковолосова С.В. исковые требования и доводы изложенные в заявлении поддержала в полном объеме. Просит иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО3 - Гиматдинов Р.К., действующий на основании доверенности исковые требования и доводы изложенные в заявлении поддержал в полном объеме. Просит иск удовлетворить.
Истец Низковолосова Е.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила. Письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти - Каштанова И.В., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Вместе с тем право истцов на получение жилого помещения вне очереди не оспаривает. Суду пояснила, что предоставить истцам жилое помещение на состав семьи три человека мэрия г.о. Тольятти не может, поскольку свободного жилья не имеется. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч.2 ст.2 Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Кроме того, ст. 2 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. При указанных обстоятельствах просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно
ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
Вне очередижилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3)гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты", состоит на учете в ГБУЗ СО " "данные изъяты" г. Тольятти, что подтверждается справкой N от 08.02.2012 года. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года за N и подпадает под действие ст. 57 ЖК РФ - предоставление жилого помещения вне очереди.
Итсцы составом семьи три человека (мать Низковолосава С.В., дочь Низковолосова Е.О., дочь ФИО3) состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Включен в очередь на получение жилья с 15.07.2008 года, что по существу не оспаривается представителем ответчика и подтверждается копией распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 30.07.2008 года N. Право на льготное получение жилья также следует из справки ГБУЗ СО " "данные изъяты"" г. Тольятти N от 08.02.2012 г.
Согласно выписке из поквартирной карточки истцы зарегистрированы по адресу: "адрес" Кроме истцов в указанной квартире значатся зарегистрированными: ФИО6 - родная мать Низковолосовой С.В., ФИО7 - родной брат Низковолосовой С.В. Из справки МП "Инвентаризатор" от 009.02.2012 года, сообщений Управления Росреестра по Самарской области от 10.02.2012 года видно, что сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных за Низковолосовой С.В., Низковолосовой Е.О., ФИО3 в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, в реестре собственников никто из истцов не значится.
Представитель ответчика по существу не оспаривает право Низковолосовых на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на Правительстве Самарской области. Суд не может согласиться с данными доводами ответчиков, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
В соответствии со
ст. 2 Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
Согласно
ст. 2
Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006)) обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что орган местного самоуправления лишь ведет учет нуждающихся граждан и обеспечивает жильем малоимущих, в связи с чем истец должен быть обеспечен жильем за счет субвенций, выделенных из бюджета области, суд считает несостоятельными. Указанные доводы прямо противоречат ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой истцы вправе претендовать на жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, обязанность предоставления которого возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, наличие "данные изъяты", дающего право требовать жилье в рамках ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предполагает существенные физические недостатки (в данном случае ФИО3 "данные изъяты"), которые могут сделать невозможным приобретение площади посредством денежных операций. С целью упрощения порядка реализации жилищного права законодатель и предусмотрел норму прямого действия, предусматривающую право гражданина занять жилое помещение, заключив договор социального найма.
Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление субсидии (субвенции) станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с
ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. О самостоятельном действии Закона субъекта РФ говорит также то обстоятельство, что перечень льготников, имеющих право на получение жилья, значительно шире предусмотренного ЖК РФ. При этом действие данного Закона не может ухудшать положение граждан, предусмотренное Федеральным законом и умалять их права.
Не может суд согласиться и с доводами мэрии о том, что правом на приобретение жилья пользуются лишь малоимущие граждане, поскольку малоимущие граждане обеспечиваются жильем по общим правилам в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, для внеочередников же достаточно доказать нуждаемость и наличие одного из условий, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии сПоложением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы N от 18 октября 2006 г. (в ред. Решений Думы городского округа Тольятти от 19.09.2007 N 717, от 18.02.2009 N 1103) мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Данные положения закреплены в Уставе г. о. Тольятти (принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. N 155 в редакции решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959).
Согласно
п. 3, п.1 статьи 7 Устава
г.о. Тольятти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положения
п. 1 статьи 35 Устава
г.о. Тольятти мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии с положением
статьей 37 Устава г.о. Тольятти, согласно которой к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8).
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 192-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Низковолосовой "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Низковолосовой "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи три человека жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.