Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 30 января 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г.Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Щукиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Кузнецова В.А. к Мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти, в котором просил признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании которого он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как ветерана (инвалида) Великой Отечественной войны.
В судебном заседании представитель истца Набатов О.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что Кузнецов В.А. вместе со своей супругой ФИО5 на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма как инвалид Великой Отечественной войны.
На основании Федерального закона "О ветеранах", а также п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД он имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Накануне получения социальной выплаты распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ N он был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
В оспариваемом распоряжении указано, что истец снят с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что обеспечен жилой площадью. При этом ответчик исходил из того, что он и его супруга проживают в квартире по адресу: "адрес" в качестве членов семьи собственников данной квартиры ФИО6 и ФИО7, при этом у ФИО7 в собственности имеется двухкомнатная квартира по адресу: "адрес" общей площадью 33 кв.м., а общее число проживающих с истцом членов его семьи составляет 6 человек.
Данные выводы не соответствуют действительности, поскольку ФИО6 и ФИО7 членами его семьи не являются. У ФИО6 и ФИО7 имеются собственные семьи (супруг и ребенок) с которыми они и проживают. Кроме того, ФИО7 проживает отдельно от истца в квартире по "адрес".
Полагает, что ответчик незаконно снял истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, лишив его законного права на получение соответствующей социальной выплаты.
В судебном заседании представитель ответчика Певзнер А.И., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что Кузнецов В.А. вместе с супругой проживает в квартире по адресу: "адрес" общей площадью 65,1 кв.м. Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности внучкам Кузнецова В.А. ФИО7 и ФИО6 ( "данные изъяты"). В квартире зарегистрированы по месту жительства кроме истца, его супруги и собственников также ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Помимо этого ФИО7, проживающая совместно с истцом, имеет в собственности еще одно жилое помещение- квартиру по адресу: "адрес" общей площадью 33 кв.м.
Таким образом обеспеченность истца жильем рассчитывается следующим образом 65, 1 + 33 (общая площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи истца) : 6 (число совместно проживающих членов семьи) и составляет 16,35 кв.м., т.е. более учетной нормы, которая для данной категории граждан установлена Законом Самарской области от 11.-7.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области" и составляет 14 кв.м.
При указанных обстоятельствах, полагает правомерным принятое решение о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, просит в иске отказать.
Третье лицо Правительство Самарской области в судебное заседание не явилось, извещено, отзыв на иск не представило.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.6 ФЗ РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно п. 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: инвалиды Великой Отечественной войны;
участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Статьей четвертой указанного Закона установлено, что в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина:
для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Кузнецов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверениями серии N и N, а также копией военного билета и справкой военного комиссариата.
На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N Кузнецов В.А. с составом семьи "данные изъяты" был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении жилищных вопросов" Кузнецов В.А. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, как обеспеченный жилой площадью.
Основанием для принятия указанного решения послужило то, что Кузнецов В.А. вместе со своей супругой проживает в квартире по адресу: "адрес", общей площадью 65, 1 кв.м., в качестве члена семьи собственников квартиры ФИО6 и ФИО7 В квартире также проживают дети собственников несовершеннолетние ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом Анисимова имеет в собственности и другую квартиру по адресу: "адрес" общей площадью 33 кв.м. Таким образом, общее количество членов семьи в которой проживает истец составляет 6 человек, а общая площадь, имеющихся в собственности жилых помещений 98,1 кв.м., т.о. истец обеспечен жилой площадью выше учетной нормы.
Суд полагает вышеуказанные доводы ответчика несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам и закону.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Собственники квартиры по адресу: "адрес" членами семьи истца в силу вышеприведенной нормы закона не являются, требование о признании их таковыми в судебном порядке не заявлялось. Кроме того, указанные лица не могут быть признаны членами семьи истца, поскольку из показаний ФИО6 и ФИО7, данных ими в ходе судебного заседания явствует, что ФИО6 проживает в квартире по адресу: "адрес" вместе со своим супругом и сыном, истец и его супруга членами ее семьи не являются, у них нет совместного бюджета, совместное хозяйство они не ведут. ФИО7 вместе с истцом и ФИО6 в указанной квартире не проживает, а проживает отдельно вместе со своим сыном и мужем в принадлежащей ей квартире по "адрес". Таким образом, оснований для признания истца и его супруги членами семьи ФИО6 и ФИО7 не имеется. Наличие хороших отношений между истцом и проживающей в одной с ним квартире внучкой, отсутствие у них конфликтов, само по себе не является основанием для признания их членами одной семьи по смыслу ст. 31 ЖК РФ.
Кроме того, даже если признать, что истец является членом семьи ФИО6 с которыми он проживает, то получается, что в расчет в целях определения нуждаемости истца в постановке на учет в целях получения жилья на основании договора социального найма, следует брать проживающих с ним в одной квартире его супругу, его внучку ФИО6, ее супруга и сына, т.е. 5 человек, при этом площадь квартиры составляет 65,1 кв.м., т.о. обеспеченность истца составляла бы 13, 02 кв.м., что ниже установленной для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны учетной нормы. ФИО7 и членов ее семьи и принадлежащее ФИО7 жилье нельзя принимать во внимание при расчете нуждаемости истца в предоставлении жилья, поскольку судом установлено, что ФИО7 совместно с истцом не проживает, а проживает отдельно с супругом и своим сыном, следовательно она в любом случае не может быть признана членом семьи истца (равно как и он членом ее семьи) по смыслу ст. 31 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отказа снятия Кузнецова В.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется. В связи с этим, суд считает, что необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении жилищных вопросов" незаконным.
Признать право Кузнецова В.А. на получение социальной выплаты на приобретение жилья, установленной ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.02.2012 года.
Председательствующий :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.