Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 08 апреля 2011 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Щукиной В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц, ОАО "Витафарм" об оспаривании постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах" в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта- постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах" в части просит признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня принятия п. 4 указанного постановления.
С аналогичным заявлением в суд обратилось ОАО "Витафарм".
Указанные заявления соединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Волков М.П., заявленные требования поддержал, пояснив, что прокуратурой г. Тольятти в ходе осуществления надзора за соблюдение Конституции РФ и законов на территории Российской Федерации установлено, что постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах", опубликованное в газете "Городские ведомости" N от 28.12.2010 года, в части противоречит действующему федеральному законодательству.
Пунктом четвертым данного постановления установлено, что со дня вступления указанного постановления в силу, решения о предварительном согласовании места размещения объектов, в случаях, предусмотренных в пункте 1 постановления, не принимаются.
Указанная норма противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Имущественные вопросы по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются, как указано в ст. 3 Земельного кодекса РФ, гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 30 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п. 1 указанной статьи предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В свою очередь в силу п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ у органа местного самоуправления возникает установленная законом корреспондирующая обязанность по заявлению юридического лица- обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, данная обязанность органа местного самоуправления возникает в силу закона в момент обращения юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п.5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В соответствии с п. 6 названной статьи уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Установление п.4 оспариваемого постановления мэрии г.о. Тольятти о том, что со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются, влечет фактическое прекращение данным нормативным актом, возникший у органа местного самоуправления на основании закона обязанности обеспечить выбор земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поданного юридическим лицом в орган местного самоуправления до вступления в силу оспариваемого постановления.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данное правило о распространении закона на отношения, возникшие до его введения в действие, является специальной нормой, не подлежит расширительному толкованию, и термин "закон" понимается как акт, принятый Государственной Думой РФ.
Муниципальные правовые акты, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В связи с чем, обращения граждан и юридических лиц, поступившие в мэрию г.о. Тольятти в порядке ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ до вступления в силу данного постановления, должны рассматриваться в порядке, установленном ранее.
В связи с чем, просит заявление удовлетворить.
Представитель ОАО "Витафарм" Кузьмин Р.В., действующий на основании доверенности, доводы прокурора поддержал, дополнительно пояснив, что оспариваемый пункт постановления мэрии г.о. Тольятти не соответствует требованиям ст.ст. 30-31 Земельного кодекса РФ и нарушает права заявителя с сфере земельных отношений по осуществлению предпринимательской деятельности, связанной со строительством при уже совершенном в орган местного самоуправления обращении с заявлением о выборе земельного участка и предварительно согласовании места размещения объекта (оздоровительно-спортивного комплекса).
ОАО "Витафарм" в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ обратилось с заявлением на имя мэра г.о. Тольятти о выборе земельного участка восточнее здания по "адрес" и предварительном согласовании места размещения объекта. Данное заявление, с приложением всех необходимых документов, в том числе проекта и расчете нагрузок для запроса предварительных технических условий, поступило в мэрию г.о. Тольятти 17.08.2009 года. 09.09.2009 года управление архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти сообщило, что данное заявление принято в работу.
15.01.2010 года управление архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти уведомило ОАО"Витафарм", что заявление общества с пакетом документов для исполнения решения передано в отдел комплексного развития территорий управления архитектуры и градостроительства.
16.04.2010 года решением градостроительного совета было предусмотрено размещение спортивного комплекса. Ранее, решением расширенного заседания совета ТОС N 23 было дано согласие на размещение оздоровительного комплекса.
По истечении полутора лет с момента подачи заявления о выборе земельного участка ОАО "Витафарм" обратилось в мэрию г.о. Тольятти с запросом о причине не рассмотрения заявления в течение длительного времени.
ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти было вынесено постановление N об отказе ОАО "Витафарм" в размещении физкультурно-оздоровительного комплекса, основанием для отказа послужило принятие мэрией г.о. Тольятти оспариваемого постановления, конкретно п. 4 указанного постановления.
Пунктом 4 постановления мэрии г.о. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим ст.ст. 30-31 Земельного кодекса РФ, ст. 4 ГК РФ нарушены права ОАО "Витафарм", поскольку общество до принятия указанного постановления обратилось в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем мэрия г.о. Тольятти обязана была рассмотреть поступившее заявление и принять по нему решение в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Представители мэрии г.о. Тольятти Тупикова М.В., Володина И.А., действующие на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражали, пояснив, что оспариваемое постановление принято в соответствии с п. 1.2. ст. 30 Земельного кодекса РФ. Оспариваемый пункт постановления соответствует положениям действующего законодательства, и общим положениям теории права о действии нормативного акта во времени, а именно, нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после введения его в действие, если в самом акте не предусмотрено иное.
В соответствии п. 4 оспариваемого постановления предоставление земельных участков в перечисленных в постановлении случаях будет осуществляться исключительно на торгах с даты вступления в силу данного постановления, за исключением тех случаев, когда решение о предварительном согласовании места размещения объектов было уже принято до вступления в силу указанного постановления.
Предоставление земельных участков на торгах обеспечивает предоставление земельных участков на принципах публичности, открытости, доступности, эффективности и не нарушает прав и законных интересов граждан и организаций.
Мэрия полагает, что права ОАО "Витафарм", равно как и неопределенного круга лиц, оспариваемым постановлением не нарушены, поскольку данные лица не лишены возможности подать заявление о предоставлении земельных участков на торгах.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление прокурора г. Тольятти и ОАО "Витафарм" подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированныеКонституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии состатьями 9,10 и11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренногостатьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральнымзаконом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета впорядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ мэрией г.о. Тольятти было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах", которым установлен перечень случаев, в которых предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах. Пунктом четвертым указанного постановления установлено, что со дня вступления в силу указанного постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов, в случаях, предусмотренных в п. 1 настоящего постановления, не принимаются.
Таким образом, действие данного постановления пунктом четвертым распространено на отношения, возникшие до введения его в действие.
Вышеперечисленными нормами права предусмотрена возможность предоставления земельных участков для строительства как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В свою очередь в силу п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ у органа местного самоуправления возникает установленная законом корреспондирующая обязанность по заявлению юридического лица- обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, данная обязанность органа местного самоуправления возникает в силу закона в момент обращения юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пункт 4 постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N, которым действие оспариваемого постановления распространено на правоотношения, возникшие до введения его в действие, т.е. правоотношения с участием тех лиц, которые в установленном порядке подали заявление о выборе земельного участка земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта до принятия указанного постановления противоречит действующему законодательству, а именно ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ. Поскольку, подав в установленном порядке соответствующие заявления, граждане и юридические лица, имеют право на рассмотрение их заявлений в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, соответственно орган местного самоуправления обязан такие заявления рассмотреть.
Указанным пунктом постановления, в частности нарушены интересы ОАО "Витафарм", которое обратилось с заявлением на имя мэра г.о. Тольятти о выборе земельного участка восточнее здания по "адрес" и предварительном согласовании места размещения объекта. Данное заявление, с приложением всех необходимых документов, в том числе проекта и расчете нагрузок для запроса предварительных технических условий, поступило в мэрию г.о. Тольятти 17.08.2009 года. 09.09.2009 года управление архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти сообщило, что данное заявление принято в работу.
15.01.2010 года управление архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти уведомило ОАО"Витафарм", что заявление общества с пакетом документов для исполнения решения передано в отдел комплексного развития территорий управления архитектуры и градостроительства.
16.04.2010 года решением градостроительного совета было предусмотрено размещение спортивного комплекса. Ранее, решением расширенного заседания совета ТОС N 23 было дано согласие на размещение оздоровительного комплекса.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N ОАО "Витафарм" отказано в размещении физкультурно-оздоровительного комплекса именно в силу принятие оспариваемого постановления.
Оспариваемый пункт постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N противоречит и положениям п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, которым установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданскимзаконодательством, если иное не предусмотрено земельным,лесным,водным законодательством, законодательствомо недрах, об охранеокружающей среды, специальными федеральными законами, а также п.1 ст. 4 ГК РФ, согласно которого Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Правилоабз. 2 п. 1 ст. 4 ГК о допустимости распространения закона на отношения, возникшие до его введения в действие, является специальной нормой, не подлежит расширительному толкованию, и термин "закон" должен пониматься в узком смысле, т.е. как акт, принятый Государственной Думой.
Принятие законов и, соответственно, изменение установленного ранее порядка правового регулирования являются прерогативой государства. Однако в силу принципа верховенства права и вытекающего из него требования правовой определенности такое законодательное регулирование должно быть предсказуемым, чтобы участники правовых отношений могли быть уверены в стабильности своего правового статуса.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц и заявление ОАО "Витафарм" подлежит удовлетворению и п. 4 постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах" следует признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Тольятти и ОАО "Витафарм" удовлетворить.
Пункт 4 постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах" следует признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 13.04.2011 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.