Решение Чапаевского городского суда Самарской области
(Извлечение)
Чапаевский городской суд в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Бажановой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чапаевского городского суда гражданское дело "Номер обезличен" по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по "Адрес обезличен" к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по "Адрес обезличен" обратилось в Чапаевский городской суд с иском к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании вышеуказанной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, из искового заявления следует, что "Дата обезличена" под ведомственным регистрационным номером 2549 Управлением юстиции "Адрес обезличен" была зарегистрирована Чапаевская городская организация Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - Организация). В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от "Дата обезличена" N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако, с 1997 года данная информация о деятельности Организации в уполномоченный орган не представлялась. Таким образом, указанное общественное объединение неоднократно не исполнило предусмотренную законом обязанность, что согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от "Дата обезличена" N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Также, в соответствии с абзацем 8 статьи 29 Федерального закона от "Дата обезличена" N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" общественное объединение обязано представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако, с 2007 года данная информация Организацией в уполномоченный орган не представлялась, что свидетельствует о нарушении абзаца 8 статьи 29 Федерального закона от "Дата обезличена" N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно сведениям, содержащимся в Вестнике государственной регистрации (адрес в сети Интернет: http:// www.vestnik-gosreg.ru) запись об Организации отсутствует в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, Организация не исполнила требования пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N129-ФЗ от "Дата обезличена" (далее -Закон) согласно которому, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные Законом, что является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом в отношении исключения недействующих юридических лиц. Просят признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Чапаевскую городскую организацию Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрированную Управлением юстиции "Адрес обезличен" "Дата обезличена", ведомственный регистрационный "Номер обезличен", и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель ответчика Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в судебное заседание отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с абз. 3 п. 3.4. раздела III Устава "КПРФ" Чапаевское отделение КПРФ является местным отделением КПРФ, подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиума. В соответствии с п.3.1. указанного раздела Устава "КПРФ" в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. В соответствии с п. 3.4. указанного раздела Устава "КПРФ" Чапаевское отделение КПРФ, являясь местным отделением, входит в состав Самарского регионального отделения КПРФ. Согласно положению Федерального закона от "Дата обезличена" (с изменениями и дополнениями) N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественных объединений (ст. 5).
Исходя из вышеизложенного, Чапаевское городское отделение КПРФ не является общественным объединением в форме самостоятельной политической партии КПРФ. Указанный статус Чапаевского городского отделения КПРФ, как местного отделения КПРФ не позволяет ему самостоятельно решать вопросы, которые вправе решать общественные объединения. Также Чапаевское городское отделение КПРФ руководствуется в своей деятельности Уставом КПРФ, а также иными партийными документами. Следовательно, на Чапаевское городское отделение КПРФ, как местное отделение КПРФ, не могут распространяться нормы указанного Федерального закона "Номер обезличен", включая Положения ст. 29 Федерального закона "Об обязанностях общественных объединений" в части информирования Федеральных органов государственной регистрации о деятельности Чапаевского городского отделения КПРФ. Исходя из изложенного выше, учитывая, что Чапаевское городское отделение КПРФ не обладает признаками самостоятельного общественного объединения, а является структурным подразделением КПРФ, на Чапаевское городское отделение КПРФ не распространяются нормы вышеприведенного Федерального закона. (л.д. 21-22).
Представитель третьего лица - Управления Федеральной Налоговой службы по "Адрес обезличен", в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Изучив представленные исковое заявление, приложенные к нему документы, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Из свидетельства о регистрации общественного объединения от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Самарская областная организация Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" зарегистрирована в органах министерства юстиции, создана "Дата обезличена", имеет статус региональный, организационно - правовую форму в виде политической организации. Юридический адрес: "Адрес обезличен", ОПЦ (л.д.10).
Из заключения начальника Управления юстиции "Адрес обезличен" следует, что Чапаевская городская организация Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия РФ" является местной политической организацией, расположена по адресу: "Адрес обезличен"31 (л.д.11).
Из информации МИ ИФНС "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" (л.д.32) от "Дата обезличена" "Номер обезличен" следует, что сведения в отношении Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" в территориальной и федеральной базах ЕГРЮЛ отсутствуют.
Согласно ст. 5 Федерального закона от "Дата обезличена" N 82-ФЗ (ред. от "Дата обезличена") "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Согласно ст. 27 Федерального закона от "Дата обезличена" N 95-ФЗ (ред. от "Дата обезличена") "О политических партиях" региональное отделение политической партии ежегодно представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее - зарегистрированное структурное подразделение) ежегодно представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.
Согласно ст. 29 Федеральный закон от "Дата обезличена" N 82-ФЗ (ред. от "Дата обезличена") "Об общественных объединениях" общественные объединения обязаны: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из п. 3.4 раздела III Устава "КПРФ" Чапаевское отделение КПРФ является местным отделением КПРФ, подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиума.
В соответствии с п. 3.1 указанного раздела Устава "КПРФ" в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.
В соответствии с п. 3.4 указанного раздела Устава "КПРФ" Чапаевское отделение КПРФ, являясь местным отделением, входит в состав Самарского регионального отделения КПРФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что исходя из вышеизложенного, Чапаевское городское отделение КПРФ не является общественным объединением в форме самостоятельной политической партии КПРФ. Указанный статус Чапаевского городского отделения КПРФ как местного отделения КПРФ не позволяет ему самостоятельно решать вопросы, которые вправе решать общественные объединения. Также Чапаевское городское отделение КПРФ руководствуется в своей деятельности Уставом КПРФ, а также иными партийными документами.
В соответствии с п. 5.12. Устава "КПРФ" для решения политических, организационных и текущих вопросов Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ:
- в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации сведения о количестве выдвинутых местным отделением зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты;
- в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации информацию о продолжении деятельности местного отделения с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копию направляемого в налоговые органы Российской Федерации финансового (бухгалтерского) отчёта местного отделения партии;
- в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ информирует в трёхдневный срок уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации об изменении: наименования, юридического адреса местного отделения КПРФ, а также фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего права действовать без доверенности от его имени.
Согласно п. 6.11 Устава "КПРФ" для решения политических, организационных и текущих вопросов Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету регионального отделения КПРФ. Бюро Комитета регионального отделения КПРФ:
- ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации сведения о количестве выдвинутых региональным отделением КПРФ зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты;
- ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации информацию о продолжении деятельности регионального отделения КПРФ с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копию направляемого в налоговые органы Российской Федерации финансового (бухгалтерского) отчёта регионального отделения партии;
- информирует в трёхдневный срок уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации об изменении: наименования, юридического адреса регионального отделения КПРФ, а также фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего права действовать без доверенности от его имени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что на Чапаевское городское отделение КПРФ как на местное отделение КПРФ не могут распространяться нормы указанного Федерального закона "Номер обезличен" "Об общественных объединениях" в части информирования федеральных органов государственной регистрации о деятельности Чапаевского городского отделения КПРФ.
Как следует из ответа МИ ФНС России по "Адрес обезличен" сведения в отношении организации Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" в базах ЕГРЮЛ отсутствуют, ввиду чего оснований для исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ не имеется.
С учётом изложенного, иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по "Адрес обезличен" к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по "Адрес обезличен" к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании ее прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц - оставить без удовлетворения.
Копию заочного решения направить истцу, ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.