Мечетлинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Гиниятовой А.А., с участием помощника прокурора Мечетлинского района РБ Бутакова А.Н., при секретаре Щербининой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мечетлинского района РБ к администрации сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ о признании противоречащим федеральному законодательству п.п. 9, 11 и 17 решения Совета СП Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район N 57 от 23.12.2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мечетлинского района РБ обратился с заявлением в суд к администрации сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ о признании противоречащим федеральному законодательству п.п. 9, 11 и 17 решения Совета СП Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район N 57 от 23.12.2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год".
Проведенной прокуратурой Мечетлинского района РБ проверкой установлено, что п. 9 Решения определено, что субсидии в 2012 году из бюджета муниципального района Мечетлинский район предоставляются главным распорядителям средств бюджета муниципального района на безвозмездной и бесплатной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнения работ, оказания услуг в пределах предусмотренных им ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации юридическим лицам и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального района Мечетлинский район. Данный пункт Решения противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ. Имеется неясность и предпосылки для проявления коррупции при внесении бюджетной росписи, так как правовым актом не установлено должностное лицо и финансовый орган, который наделяется правом вносить изменения в Решение Совета сельского поселения. По выявленным противоречиям с действующим законодательством, прокуратурой района 23.01.2011 на вышеуказанное решение принесен протест о приведении пунктов 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год" в соответствие с бюджетным законодательством. 09.02.2012 в прокуратуру поступил ответ главы сельского поселения Абдуллинский сельсовет МР Мечетлинский район об отклонении протеста прокуратуры в связи с тем, что решение Совета "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район на 2012 год" соответствует требованиям бюджетного законодательства РФ и оснований для внесения в решение изменений не имеется.
В своем заявление прокурор Мечетлинского района РБ просит признать пункты 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Кургатовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год" противоречащими требованиям ст.ст. 78, 153, 217, 266 Бюджетного кодекса РФ, ст. 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Обязать главу администрации сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район разработать проект нормативного правового акта о внесении изменений в пункты 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год".
В ходе судебного заседания помощник прокурора Мечетлинского района РБ Бутаков А.Н. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Глава сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ Нусратуллин Н.Г. в своем заявлении просил гражданское дело рассмотреть без его участия, исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска разъяснены, понятны.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Проведенной проверкой установлено, что п. 9 Решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год определено, что субсидии в 2012 году из бюджета муниципального района Мечетлинский район предоставляются главным распорядителям средств бюджета муниципального района на безвозмездной и бесплатной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнения работ, оказания услуг в пределах предусмотренных им ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации юридическим лицам и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального района Мечетлинский район.
Данный пункт Решения противоречит требованиям ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из этого следует, что данный порядок не распространяется на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям.
Субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются безвозмездно, т.е. без установления обязательства по уплате процентов, и безвозвратно, т.е. без установления обязательства по возврату. Данные требования не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. Целями предоставления субсидий является возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
То есть из смысла вышеуказанного бюджетного законодательства усматривается, что государственные (муниципальные) учреждения являются исключением в части того, что им субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и иные цели не могут быть предоставлены.
В п. 11 Решения предусмотрено право внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район.
В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится принятие и утверждение местного бюджета.
Согласно ст. 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, т.е. Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.
В данном случае имеется неясность и предпосылки для проявления коррупции при внесении бюджетной росписи, так как правовым актом не установлено должностное лицо и финансовый орган, который наделяется правом вносить изменения в Решение Совета сельского поселения.
Согласно п. 17 Решения контроль за исполнением бюджета на 2012 год, полным поступлением платежей и налогов в бюджет, целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет администрация сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Устава сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район финансовый контроль за исполнением местного бюджета осуществляют Совет, Ревизионная комиссия, уполномоченный Администрации орган, главные распорядители и распорядители средств местного бюджета.
Согласно ст. 266 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль, осуществляемый органами (должностными лицами) местных администрации муниципальных образований, осуществляют финансовые органы муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый органами (должностными лицами) местных администрации муниципальных образований проводят финансовые органы муниципальных образований (органы (должностные лица) местных администрации муниципальных образований, осуществляющие оставление и организацию местных бюджетов) и (или) уполномоченные ими органы, а также органы (должностные лица) местных муниципальных образований, являющиеся главными распорядителями средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль над исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", N 131-ФЗ, контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуются в целях контроля над исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
В данном случае, нормативно-правовая норма изложена неверно, возникает неясность, каким именно органом проводится контроль над исполнением бюджета, что дают основания для проявления коррупционным факторам.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с вышеизложенным суд считает обоснованным удовлетворить заявленные требования прокурора Мечетлинского района РБ и признать пункты 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год" противоречащими требованиям ст.ст. 78, 153, 217, 266 Бюджетного кодекса РФ, ст. 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Обязать главу администрации сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район разработать проект нормативного правового акта о внесении изменений в пункты 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать пункты 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год" противоречащими требованиям ст.ст. 78, 153, 217, 266 Бюджетного кодекса РФ, ст. 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Обязать главу администрации сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район разработать проект нормативного правового акта о внесении изменений в пункты 9, 11 и 17 решения Совета сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ N 57 от 23 декабря 2011 года "О бюджете сельского поселения Абдуллинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район РБ на 2012 год".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Мечетлинский районный суд РБ.
Судья: А.А. Гиниятова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.