Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К разделам 2. "Понятие монопольной цены" и 3. "Признаки выявления монопольных цен"
Основными параметрами рынка являются цена, спрос и предложение. Их взаимодействие иллюстрируется прежде всего с помощью модели свободной конкуренции на рис. 1 (P - цена товара, Q - его количество на рынке).
P | Д
| \ S
| \ M /
Pm|----\\ /
| | \ /
| | \ K /
Pk|----+------\
| | S / | \ Д
| | / | \
\-------------------------------------------------
Qm Qk Q
Рис.1. Модель рыночного равновесия и установление монопольно высокой цены
Рыночное поведение потребителя подчиняется закону спроса)1. Графическая иллюстрация этого закона - кривая спроса Д-Д - в каждой своей точке показывает обратную зависимость между ценой спроса и его величиной. Цена спроса - это предельная (максимальная) сумма денег, которую покупатели еще согласны отдать за приобретение товара (при данной величине предложения). Важно отметить, что выше цены спроса рыночная цена товара подняться не может, так как у покупателей не хватит денег, чтобы расплатиться с продавцом.
Поведение производителя (продавца) на рынке подчиняется закону предложения)2, который графически изображается кривой предложения S-S. Каждая точка кривой предложения иллюстрирует прямую зависимость между ценой предложения и количеством товара, предлагаемым производителями (продавцами) на рынке. Цена предложения - это предельная (минимальная) цена, за которую производители (продавцы) еще согласны продавать свой товар (при данной величине спроса). Ниже этой минимальной цены рыночная цена снизиться уже не может, так как это сделает продажу товара экономически нецелесообразной.
Рыночная (равновесная) цена - это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей. Ситуация рыночного равновесия наступает тогда, когда:
1) величина предложения совпадает с величиной спроса;
2) цена спроса равняется цене предложения.
Графически рыночное равновесие определяется точкой пересечения кривых спроса Д-Д и предложения S-S. В условиях свободной конкуренции рыночная (равновесная) цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое (достаточно) большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены. Важно отметить, что кривая спроса Д-Д и предложения S-S складываются соответственно из кривых спроса и кривых предложения отдельных хозяйствующих субъектов. При монополизации рынка ситуация существенно изменяется.
В случае "чистой" монополии на рынке есть одна фирма-производитель (продавец), или все фирмы-производители (продавцы) слились в одну (образовали холдинг) под единым организационным и/или финансовым контролем, или между производителями (продавцами) существует ценовой сговор. В этой ситуации монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку (вполне возможно, чисто эмпирическим путем через ряд итераций), такую комбинацию параметров (цена Рм - объем продаж Qm которая обеспечит ему максимальную реализацию его рыночной стратегии. Здесь возможны три ситуации:
1) Монополист, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, устанавливает другую, более высокую (по сравнению с конкурентной) цену. При этом более высокой цене соответствует сократившийся объем производства и, как правило, возросший размер прибыли монополиста (на рис. 1 это точка М). Такие действия в юридических терминах ст. 5 Закона РФ "О конкуренции" называются изъятием товаров из обращения с целью повышения цен. Цена, ущемляющая интересы потребителей, называется для краткости (ввиду отсутствия этого понятия в Законе) монопольно высокой ценой (п. 2.4 Рекомендаций).
2) Противоположная ситуация - предприятие, монопольно хозяйничающее на рынке, снижает цены с целью ограничения конкуренции. Юридически это трактуется как создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, а в Рекомендациях - как установление монопольно низких цен (п. 2.5).
Разновидностью монопольно низкой цены является монопсонически низкая цена. Для монополизированных рынков в случае монопсонии потребитель, либо единственный, либо занимает доминирующее положение как потребитель и другие потребители существенно не влияют на распределение продаж.
Монопсонически низкой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая потребителем, занимающим как потребитель на этом рынке доминирующее положение, которая ниже равновесной цены Рк (см. рис. 1). Монопсонически низкая цена устанавливается в целях получения сверхприбыли путем снижения издержек за счет выгоды поставщика (п. 2.6).
Статьей 5 Закона "О конкуренции" вышеописанные ситуации квалифицируются в качестве монополистической деятельности - как злоупотребление доминирующим положением на рынке и поэтому такие действия хозяйствующего субъекта запрещаются.
3) Монополия, опасаясь потенциальной конкуренции и желая упрочить свои позиции на рынке, не злоупотребляет на нем своим доминированием на рынке: не повышает, а снижает цены, не уменьшает, а увеличивает объемы производства, повышает качество продукции, внедряет передовые технологии и т.д. Уровень цен на ее продукцию незначительно превышает конкурентный, а само это превышение достигается за счет активной политики стимулирования сбыта, рекламы, использования фирменных товарных знаков, гарантирующих первоклассное качество товара и т.п. Классическим примером в этом плане является американская корпорация ИБМ по производству компьютеров.
Две последних ситуации пока нетипичны (за исключением применения монопсонически низких цен), а поэтому не злободневны для современных российских экономических условий. В связи с изложенным в Рекомендациях акцент делается на проблеме выявления и пресечения монопольно высоких цен, ограничиваясь только определением и признаками монопольно (монопсонически) низких цен. Методология их выявления и соответствующие формы анализа могут быть самостоятельно разработаны работниками антимонопольных органов по аналогии с предложенными в Рекомендациях методологией и формами выявления монопольно высоких цен.
Монополист может манипулировать не только уровнем цены и объемами производства своей продукции, но и ее качеством. Учитывая, что ухудшение потребительских свойств товаров равнозначно скрытому повышению цен или (и) снижению их производства. Рекомендации определяют наиболее типичные признаки монопольно высокой цены так, как это сформулировано в п. 3.1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.