Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Севастьяновой Н.Ю., Блиновой М.А., при секретаре Поликарповой В.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации *** поселения Чувашской Республики, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа во включении в состав списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, поступившее по апелляционной жалобе истца Прокопьева В.В. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации *** поселения Чувашской Республики, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа администрации Цивильского района Чувашской Республики во включении в состав списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 08 декабря 2010 года N342-Ф3), отказать.
Заслушав доклад судьи Севастьяновой Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокопьев В.В. обратился в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации *** поселения Чувашской Республики, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, с учетом уточнений просит:
- признать незаконным отказ администрации Цивильского района Чувашской Республики включить Прокопьева В.В. в список граждан на получение жилого помещения или получения единовременной выплаты на приобретение жилой площади;
- признать за Прокопьевым В.В. право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 29 февраля 2008 года истец проходил службу в отделе внутренних дел по Цивильскому району Чувашской Республики. 29 февраля 2008 года уволен в связи с выходом на пенсию на основании п. "в" ч.7 ст.19 Закона РФ "О милиции". На момент увольнения общая продолжительность службы в календарном исчислении составила ... год ... месяц ... дней, из которых более 10 лет содержался за счет федерального бюджета. Решением Цивильского городского совета депутатов от 27 декабря 1990 года истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 08 декабря 2010 года принят Федеральный закон N342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан. 01 марта 2011 года администрация Цивильского района направила в его адрес письмо с указанием перечня документов, необходимых для того, чтобы претендовать на включение в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В указанный в письме срок, он представил в администрацию района все необходимые документы. Однако в последующем администрация Цивильского района отказала ему во включении в список участников программы и ему было предложено обратиться в федеральный орган исполнительной власти. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку именно администрации Цивильского района делегированы государственные полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан за счет федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты. В Цивильский район на указанные цели были распределены денежные средства в виде субвенций.
В судебном заседании истец Прокопьев В.В. и его представитель Прокопьев В.В.*, допущенный к участию в деле по устному заявлению истца, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно истец суду пояснил, что органом местного самоуправления был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, когда работал в органах внутренних дел. По месту работы он в очереди на получение жилья не состоял.
Представитель ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики Тимофеев Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что истец состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий. Истец был уволен со службы после 01 января 2005 года, потому не может быть участником Программы. Истцу было предложено предоставить документы для осуществления перерегистрации, а не для выдачи жилищного сертификата.
Ответчики *** поселение Цивильского района Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики на судебное заседание своих представителей не представили, о слушании дела извещены.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Свеклова Т.В., действующая на основании доверенности, на судебное заседание не явилась, суду направила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ на общих основаниях, а не в соответствии с Правилами учета военнослужащих, потому Прокопьев В.В. не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N342-Ф3 "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих". Дополнительным основанием для отказа в удовлетворении иска является тот факт, что закон, на который ссылается истец, распространяет свое действие только на сотрудников, которые были уволены до 01 января 2005 года.
По делу судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом Прокопьевым В.В. по мотивам незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Прокопьева В.В., его представителя Прокопьева В.В.*, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Свекловой Т.В., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения пункта 2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
До 01 января 2011 года действовала п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2011 года п.2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в изложенной редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с названным Законом ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена п. 2.1, согласно которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом в ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более,
2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Из анализа приведенных норм закона следует, что правом воспользоваться установленным порядком улучшения жилищных условий по данному закону обладают сотрудники внутренних дел, уволенные со службы на момент 1 января 2005 года и принятые органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к этому времени. Право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Как следует из материалов дела, истец не подпадает под категорию лиц, на которых распространяются указанные выше положения пункта 2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Прокопьев В.В. уволен со службы 29 февраля 2008 года, а не на 1 января 2005 года, как того требуют приведенные положения закона. Истец состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с 27 декабря 1990 года, однако состоял в общей очереди, а не на специальном учете, по основаниям и в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054.
Так, в соответствии с п.1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N1054, специальный учет ведется органами местного самоуправления и органами внутренних дел в целях соблюдения единого порядка предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета. При этом специальные правила постановки на учет граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, существенно отличаются от общего порядка учета граждан по месту жительства, как по основаниям постановки на учет, основаниям отказа в постановке на учет, так и по порядку самого учета, по очередности и по процедуре предоставления жилья.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Прокопьева В.В. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.