Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.
судей Спиридонова А.Е., Блиновой М.А.
при секретаре судебного заседания Мордвинове Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Павловой И.Ю., действующей в интересах ФИО1, к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе Павловой И.Ю. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 17 февраля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Павловой И.Ю., действующей в интересах ФИО1, к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности незамедлительно предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее нормам обеспеченности с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 817, отказать."
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова И.Ю. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации города Чебоксары о возложении обязанности незамедлительно предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь, мотивировав свои требования следующим. ФИО1 является ребенком-инвалидом и имеющееся у него заболевание входит в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно" и он имеет право на дополнительную жилую площадь. Павлова И.Ю. с ФИО1 проживают в ... квартире "адрес", общей площадью ... кв. м., принадлежащей Павловой В.А. и Павлову В.Ю. В данной квартире также проживают Павлова В.А., Комарова С.Ю., Павлов В.Ю. Павлова И.Ю. признана малоимущей и вместе со ФИО1 состоит в общей и льготной очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации "адрес" на основании постановления главы администрации района N от 22 марта 2010 года. Между тем, до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, в связи с чем он имеет право требовать предоставления ему жилого помещения в судебном порядке.
В судебном заседании 17 февраля 2012 года Павлова И.Ю. и ее представитель Сидоров В.Н. иск поддержали.
Представитель администрации города Чебоксары в судебном заседании не присутствовал.
Представитель третьего лица администрации Московского района города Чебоксары - Александров О.В. просил в удовлетворении иска отказать по мотивам его необоснованности.
Третьи лица: Павлова В.А., Павлов В.Ю., Комарова С.Ю. в судебном заседании не присутствовали.
Судом вынесено указанное выше решение, при этом суд пришел к следующим выводам. Павлова И.Ю. и ФИО1 проживают в ... квартире общей площадью ... кв. м., расположенной по адресу: "адрес", в качестве членов семьи собственников жилого помещения, в связи с чем ФИО1 не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Решение по делу обжаловано Павловой И.Ю., которая просила решение отменить по тем основаниям, что членом семьи собственников квартиры "адрес" они с ФИО1 не являются и проживают отдельной семьей; право ФИО1 на внеочередное предоставление жилого помещения подтверждено решением администрации Московского района города Чебоксары и он состоит в соответствующей льготной очереди под N.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Павловой И.Ю. и ее представителя Сидорова В.Н., поддержавших апелляционную жалобу, Комарову С.Ю., просившую удовлетворить апелляционную жалобу, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
Павлова И.Ю. является "данные изъяты" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанного в установленном порядке ребенком-инвалидом и имеющим заболевание, которое входит в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно".
Павлова И.Ю. с ФИО1 проживают в ... квартире "адрес", общей площадью ... кв. м., принадлежащей Павловой В.А. и Павлову В.Ю. В данной квартире также проживают Павлова В.А., Комарова С.Ю., Павлов В.Ю.
Согласно постановлению главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 г. N 129 с 1 марта 2005 года по г.Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека.
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары N от 22 марта 2010 года Павлова И.Ю. с составом семьи 2 человека (она сама и ФИО1) поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях как малоимущая под N, а также как имеющая право на внеочередное предоставление жилого помещения под N, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997года N20-П, Определение от 15 февраля 2005года N17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст.40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт3 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004года N199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с той же нормой закона инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Разделом 4 "Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары" (утв. Постановлением главы города Чебоксары от 14.12.2005 N 288) жилое помещение предоставляется гражданам в пределах от 16 до 18 кв. метров общей площади на одного человека. Жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда п.5 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления.
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007г.) в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
При таких обстоятельствах следует признать, что ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, что подтверждено и администрацией Московского района г. Чебоксары, поставившей его на учет в список на внеочередное предоставление жилых помещений, в связи с чем исковые требования, заявленные в его интересах Павловой И.Ю., являются обоснованными.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии у ФИО1 права на внеочередное предоставление жилого помещения не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, следовательно, постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 17 февраля 2012 года отменить и вынести по делу новое решение, которым возложить на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам с учетом права на дополнительную площадь.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.