Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В.,
при секретаре Мордвинове Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Стафик Н.И. к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации г.Шумерля Чувашской Республики от 06 октября 2011 года N ... и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Шумерля Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 18 января 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным постановление администрации г.Шумерля Чувашской Республики от 06 октября 2011 года N ... в части исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Стафик Н.И., состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 января 2009 года.
Обязать администрацию г.Шумерля Чувашской Республики предоставить Стафик Н.И. благоустроенное жилое помещение в пределах г.Шумерля Чувашской Республики по установленной норме предоставления жилых помещений общей площадью жилого помещения не менее ... кв.м. за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стафик Н.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации г.Шумерля Чувашской Республики от 06 октября 2011 года N ... и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 17 декабря 1990 года родители истицы были лишены родительских прав, в связи с чем в 1991 году опекуном истицы была назначена ФИО 1
Письмом от 10 февраля 2009 года N 46 администрация г.Шумерля уведомила истицу о том, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под N ... и в книгу учета граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма, под N ....
Далее истица указывает, что в 1993 году ее опекун ФИО 1 заключила с ответчиком договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу:
.... При этом истица также была включена в договор приватизации.
После постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истица неоднократно обращалась к ответчику по вопросу предоставления жилого помещения. Однако до настоящего времени ответчик свои обязательства не исполнил.
08 октября 2011 года истица получила от ответчика уведомление о том, что постановлением администрации г.Шумерля от 06 октября 2011 года N ... она исключена из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как не подпадает под действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истица полагает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене.
Так, за истицей закреплена 1/4 доля в квартире ..., что составляет ... кв.м. жилой площади или ... кв.м. общей площади жилого помещения, в то время как в г.Шумерля учетная норма общей площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. Кроме того, на иждивении истицы находится малолетний ребенок.
В судебном заседании истица Стафик Н.И. и ее представитель Гурбанов М.М. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Шумерля Глухов Е.А. исковые требования не признал ввиду их необоснованности и суду пояснил, что истица была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на праве собственности имеет 1/4 долю в квартире ....
Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчиком администрацией г.Шумерля Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" установлено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям статьи 195 ГПК Российской Федерации.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования Стафик Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что истица обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения, так как относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, находит его постановленным в отрыве от требований статьи 67 ГПК Российской Федерации о полном и всестороннем исследовании доказательств и их оценке в совокупности, так как судом не были оценены все представленные по делу доказательства.
Как следует из материалов дела, истица Стафик Н.И., ... года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Шумерлинского районного суда Чувашской ССР от 17 декабря 1990 года ее мать ФИО 2 и отец ФИО 3 лишены родительских прав в отношении истицы и ее брата ФИО 4
Решением исполнительного комитета Шумерлинского городского совета народных депутатов Чувашской ССР от 16 января 1991 года ФИО 1 назначена опекуном над истицей Стафик Н.И. и ФИО 4 (брат истицы).
В 1993 году между администрацией г.Шумерля и ФИО 1 (на тот момент опекун истицы) был заключен договор, по условиям которого квартира ... была передана в совместную собственность ФИО 1, ФИО 5, ФИО 4 и истицы Стафик Н.И.
Согласно выписке из лицевого счета истица Стафик Н.И. зарегистрирована в квартире .... В данной квартире также зарегистрированы ФИО 3 (отец истицы), ФИО 4 (брат истицы), ФИО 6 (сын истицы).
Из материалов дела следует, что ФИО 1 умерла ... 2010 года.
Согласно статье 3.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Исходя из указанной правовой нормы, истице Стафик Н.И. принадлежит 1/4 доля в праве собственности на квартиру .... Из материалов дела усматривается, что данное обстоятельство не оспаривается и самой истицей.
В январе 2009 года истица обратилась в администрацию г.Шумерля с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку. Постановлением администрации г.Шумерля от 10 февраля 2009 года N ... истица включена в список на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений", согласно которому нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых
помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из имеющегося в материалах дела сообщения администрации г.Шумерля от 10 февраля 2009 года N ..., истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под N ... и одновременно в книгу учета иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма, под N ....
Постановлением администрации г.Шумерля от 06 октября 2011 года N ... истица Стафик Н.И., состоящая на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 января 2009 года, исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что не подпадает под действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие
закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положениями данной правовой нормы также предусмотрено, что во внеочередном порядке обеспечиваются жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.
По вопросу обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" (с последующими изменениями). Пунктом 10 статьи 6 названного закона определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, который, как и Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений", не определяет иного порядка предоставления жилья гражданам указанной категории.
Таким образом, обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Между тем, из материалов дела следует, что на основании договора передачи истице на праве собственности принадлежит 1/4 доля в квартире ..., в которой в настоящее время зарегистрированы истица с несовершеннолетним сыном, ее отец и брат.
Несмотря на то, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако у нее не возникло право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с принадлежностью доли в праве собственности на жилое помещение.
При таком положении оспариваемое постановление администрации г.Шумерля Чувашской Республики от 6 октября 2011 года N ... в части исключения истицы из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обоснованным, и оснований для признания его незаконным не имеется. Следовательно, на администрацию г.Шумерля не может быть возложена обязанность по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Вместе с тем, частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учете на получение жилья по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Правовая позиция по вопросу предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В рассматриваемой ситуации истица Стафик Н.И. обеспечена жилой площадью ниже учетной нормы (на истицу приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения при учетной норме в г.Шумерля в размере 12 кв.м.). В связи с этим она как обеспеченная жилой площадью ниже учетной нормы вправе состоять на учете для внеочередного предоставления жилья из муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания ее малоимущей.
Между тем, из материалов дела следует, что органом местного самоуправления истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но малоимущей не признана.
При таком положении не имеется оснований для возложения на администрацию г.Шумерля и обязанности по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив изложенные обстоятельства в совокупности, учитывая положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Стафик Н.И.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 18 января 2012 года и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Стафик Н.И. к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации
г.Шумерля Чувашской Республики от 06 октября 2011 года N ... в части исключения Стафик Н.И. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.